Аслан Гайсумов. Из серии «Без названия (Война)». 2011 © Фото: Евгений Гурко

Аслан Гайсумов. Из серии «Без названия (Война)». 2011 © Фото: Евгений Гурко

ИРИНА КУЛИК об основном проекте III Московской международной биеннале молодого искусства «Под солнцем из мишуры»

В Москве открылась III Международная биеннале молодого искусства. Проект начался в 2002 году с организованного Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодного фестиваля под девизом «Стой! Кто идет?», затем к нему подключился Московский музей современного искусства (ММОМА), и событие превратилось в биеннале. В этом году молодежная биеннале радикально сменила формат и структуру. Вместо множества берущих не столько качеством, сколько количеством выставок, которые заполоняли все выставочные площадки в прошлые годы, у биеннале  есть два главных проекта: основной, открывшийся в ЦДХ, и стратегический, занявший ГЦСИ и здание ММОМА в Ермолаевском переулке. Молодежная биеннале  отказалась от пионерски звонкого девиза, теперь у каждой биеннале будут свои темы и свои приглашенные кураторы.

Разбираться с молодым искусством в этом году позвали опытных «взрослых». Над стратегическим проектом «Неокончательный анализ» работала Елена Селина,  она без малого за 20 лет деятельности галереи XL вывела в люди немало новых имен. Задачи проекта – постараться показать наиболее характерные тенденции в молодом искусстве со всего мира. А над основной, тематической выставкой «Под солнцем из мишуры» следил куратор из Германии Катрин Беккер. Тема, выбранная для биеннале, названа строчкой из песни английской анархо-феминистской панк-группы 1970–1980-х годов Poison Girls. Она и должна, по идее, обозначать мироощущение современной молодежи, в котором стерлись различия между подлинным и мнимым. Однако никакого неизбежного при таком посыле оголтелого постмодернизма на выставке нет и в помине, как нет и ожидаемой «мишурной», нью-вейверской, субкультурной, наивно-бунтарской, дилетантской эстетики. Напротив, это очень сдержанная, вдумчивая выставка, в которой нет ничего специфически молодежного.

Амир Фаттал. Две колонны. 2010 © Фото: Евгений Гурко

Амир Фаттал. Две колонны. 2010 © Фото: Евгений Гурко

Дело не только в том, что, как это отмечает и сама Катрин Беккер, нынешние молодые художники уже не имеют никакой коллективной поколенческой идентичности – все опознаваемые субкультуры, как и все направления в искусстве, закончились где-то в 1990-е годы.  С удивлением замечаешь, что персонажами проектов многих участников молодежной биеннале оказываются люди предыдущих поколений, носители частных семейных историй или большой истории.

Пакистанец Басир Махмуд снимает, как его очень немолодой отец мучительно пытается вдеть нитку в иголку. Финская художница Лаура Хорелли в видео «Ты пойдешь туда, куда тебя пошлют» рассказывает историю своей родившейся в 1916 году бабушки – гимнастки, участвовавшей в Берлинской олимпиаде 1936 года, танцовщицы в нацистской Германии, жены дипломата в послевоенной Финляндии. Шведка Това Моцард в фильме «Большая сцена» выводит на настоящую сцену Стокгольмского королевского театра маму и бабушку, с которыми она перед пустым залом ведет  беседы о возрасте и времени безо всякой, надо сказать, ожидаемой психодрамы в духе какого-нибудь Бергмана. А вот видео «М значит “мама”» испанско-немецкой художницы Эли Кортиньяс, чье название иронически отсылает к эталонному триллеру Фрица Ланга «М значит “убийство”», обошлось без автобиографичности.

Изматывающий нервы телефонный звонок звучит в смонтированных на два экрана фрагментах фильмов Джона Кассаветиса разных лет, но с одной и той же актрисой – блистательной «героиней-неврастеничкой» американского независимого кино Джиной Роулендс. То молодая, то старая, она оказывается и матерью, и дочерью, методично доводящими друг друга до нервного срыва. Целую галерею «винтажных», в основном в стиле панк,  женских образов разыгрывает на экране и героиня видео «По крайней мере ты знаешь: ты существуешь».  Безупречная Сабрина – пожилой травести, которого выбирает своим Альтер эго молодая американская художница-трансгендер Закари Друкер.

Петер Й. Бартел. Скалолаз. 2011 © Фото: Евгений Гурко

Петер Й. Бартел. Скалолаз. 2011 © Фото: Евгений Гурко

Игры с идентичностями, как и цитаты из кино и массовой культуры, конечно, заданы самой темой выставки «Под солнцем из мишуры». Но примечательно, что почти все они связаны с ретро. Американец Конрад Вентур представляет видеоинсталляцию из спроецированных через хрустальные призмы записей выступления Ширли Бэсси, прославившейся исполнением песен в «Бондиане» 1960–1970-х годов и ставшей объектом продвинутой ностальгии еще 15 лет назад, когда она записала песню «History reapiting» с группой Propellerheads.  «Бесконечная история» – видео испанца Карлоса Гиля также оказывается сложной системой повторов, отражений и ремейков. Ретрофутуристический черно-белый слайд-фильм о путешествии в далекое постапокалиптическое будущее сделан как сознательная стилизация классики научной фантастики – «Взлетной полосы» французского фотографа и кинорежиссера Криса Маркера, снятой в 1962 году. И не сразу поймешь, что все кадры, представляющие далекое будущее таким, каким оно виделось в недавнем прошлом, сделаны   сегодня.

Даже самые формалистические произведения – склонившиеся под острым углом деревянные столбы, увенчанные забранными в плексигласовые боксы лампами-кристаллами, израильтянина Амира Фаттала  или напоминающая ажурные кубы Сола Ле Витта инсталляция из школьных столов и табуретов чешской художницы Эвы Котатковой – только на первый взгляд кажутся продолжением традиций минимализма 1960–1970-х годов, в последнее время популярного у многих молодых художников, например нашей Анны Титовой, также участвующей в выставке. Направление, некогда создававшееся как автономное, декларативно не зависящее от мимолетного вкуса и вневременное (художник Роберт Смитсон называл минималистскую скульптуру памятниками не на века, но против веков, отрицающими сам ход времени), сегодня также маркировано ностальгией. Фаттал, например, использует в своих объектах плафоны из Восточной Германии 1960–1970-х, которые он скупает на благотворительных распродажах имущества, а Коттакова сопровождает свою инсталляцию жутковатыми коллажами и рисунками, рассказывающими о кафкианских воспитательных методах школы советской эпохи.

Конечно, взаимоотношения с прошлым – только один из сюжетов, который можно вычитать из выставки «Под солнцем из мишуры». Но, пожалуй, единственный, позволяющий хоть как-то определить новое поколение художников. Возможно, то, что их объединяет, – это как раз ностальгия, обращенность не в утопическое будущее или интенсивное настоящее, но в прошлое, пусть даже и чужое, которое это поколение стремится описать и осмыслить непредвзято, хотя и не без сентиментальности.

Ирина Кулик

 

Основной проект III Московской международной биеннале молодого искусства «Под солнцем из мишуры» открыт в Центральном доме художница (Крымский вал, д. 10) до 10 августа

 

Материалы по теме:
III Московская международная биеннале молодого искусства: как это было, 12.07.12