35-летняя американка Тарин Саймон, чья ретроспективная выставка «Фотографии и тексты» проходит в Мультимедиа Арт Музее, по праву является одной из самых успешных современных фотохудожниц. В Москве можно увидеть четыре основных ее проекта.

Последний цикл Тарин Саймон – «Контрабанда», абсурдистская, как пресловутая борхесовская «Китайская энциклопедия», коллекция из 1075 предметов, изъятых таможенниками за пять дней: от сигарет до стероидов, от оружия до чучел птиц, от золотого песка до виагры китайского производства, от пиратских DVD с сериалом «Lost» до украинского сала.

Тарин Саймон. Ларри Мэйс. Место ареста, Ройал Инн, Гэри, Индиана. Полиция обнаружила Мэйса, когда он прятался под матрасом в этой комнате. Отбыл 18,5 лет из 80-летнего срока за изнасилование, ограбление и «поведение с противозаконными отклонениями». 2002 © Taryn Simon. Courtesy Gagosian Gallery

Тарин Саймон. Ларри Мэйс. Место ареста, Ройал Инн, Гэри, Индиана. Полиция обнаружила Мэйса, когда он прятался под матрасом в этой комнате. Отбыл 18,5 лет из 80-летнего срока за изнасилование, ограбление и «поведение с противозаконными отклонениями». 2002 © Taryn Simon. Courtesy Gagosian Gallery

Принесшая художнице славу серия 2003 года «Невиновные» – фотографии ошибочно осужденных людей, оправданных после многих лет тюремного заключения. Тарин Саймон делает их героями тщательно выстроенных постановочных снимков, где они позируют на местах несовершенных преступлений, арестов или алиби.

Цикл 2006 года «Нон-фикшн», составленный из своего рода «общих мест» современной фотожурналистики. Тут есть гаванский Дворец революции и КПП между израильскими и палестинскими территориями, люди, выжившие в индонезийском цунами 2004 года, духовный лидер ливанских мусульман Алаллама Сайед Мохаммед Хуссейн Фадлалла и ливанская девочка-скаут из христианской семьи – в общем, все те сюжеты, которые наперебой снимают корреспонденты ведущих фотоагенств и за которые присуждают престижные фотопремии, но снятые с какой-то странным, напрочь лишенным журналистского ража, спокойствием, почти безучастностью.

А вот следующая серия художницы, «Американский каталог скрытого и неизвестного» (2007) по своим сюжетам граничит не просто с журналистикой, а едва ли не с желтой прессой, устрашающей и развлекающей читателей вечно-актуальными сенсациями: белый тигр-дегенерат – плод внутривидовой селекции; гигантская белая акула, 198 дней прожившая под наблюдением ученых в гигантском аквариуме, где она убила других двух акул; криогенные камеры, в которых ожидают воскрешения мать и первая жена основоположника крионики Роберта Эттингера; клетка, в которой «выгуливают» на воздухе заключенных-смертников, и даже настоящий разлагающийся труп – объект наблюдений Центра судебно-антропологических исследований.

Тарин Саймон не единственный фотохудожник, запечатлевающий на пленку потаенные, недоступные и непосещаемые места. Можно вспомнить, например, показанный на последней Московской биеннале современного искусства проект Армина Линке «Тело государства», своего рода парадные портреты безлюдных мест власти – банков, правительственных учреждений, прославленных библиотек. Или английских видеоартисток, сестер-близнецов Луизу и Джейн Уилсон, номинанток на премию Тернера 1999 года, еще в конце девяностых годов создававших видеоинсталляции на основе материалов, отснятых на американских военных базах, в заброшенных офисах Штази или в российском Центре подготовки космонавтов.

Тарин Саймон. Белый тигр (Кенни), внутривидовая селекция, Заповедник и Фонд Тарпентайн Крик, Юрика Спрингз, Арканзас. 2006-2007 © Taryn Simon. Courtesy Gagosian Gallery

Тарин Саймон. Белый тигр (Кенни), внутривидовая селекция, Заповедник и Фонд Тарпентайн Крик, Юрика Спрингз, Арканзас. 2006-2007 © Taryn Simon. Courtesy Gagosian Gallery

Впрочем, работы Тарин Саймон – несколько иного толка. Серьезному фотохудожнику, как и серьезному фотожурналисту, подобает снимать всевозможное «тайное», чтобы сделать его явным, показать, что оно принадлежит объективной реальности и равно самому себе. В «Американском каталоге скрытого и неизвестного» же присутствует едва ощутимый, но все же неистребимый конспирологический дух. Смысл теорий заговоров не столько в том, чтобы опубликовать неведомые доселе факты, но и в том, чтобы заставить публику усомниться в подлинности привычной реальности: действительно ли обыденный мир – то, чем он прикидывается. Самое пугающее открытие не в том, что существует нечто, о чем ты не подозревал, но в том, что не существует нечто хорошо знакомое. Апофеоз конспирологических теорий в американском кино – не детективы и шпионские фильмы, но «Матрица» и «Шоу Трумана».

Самые пронзительные, хотя и не самые эффектные снимки в «Американском каталоге» – те, что запечатлели всевозможные «симулякры». «Мировая божья церковь» и прилегающая к площадь – декорации, выстроенные на полигоне в Кентукки для отработки военных операций в городских условиях. Комната заседаний с двусторонним зеркалом для имитации суда присяжных, которые устраиваются для судебно-процессуальных консультаций. «Настоящая» Звезда Смерти из «Звездных войн», снятая так, что совсем не кажется макетом. Смутное ощущение ирреальности, симуляции присутствует, вопреки названию, и в «Нон-фикшн». И, конечно же, именно симуляциям посвящен проект «Невиновные» – парадоксальная «историческая реконструкция» событий, никогда не имевших место в действительности. Тщательно срежиссированные снимки из этой серии напоминают даже не кинокадры, но работы знаменитого канадского фотографа Джеффа Уолла – не просто постановочные, но виртуозно собранные в компьютере снимки, о которых уже нельзя сказать, что они запечатлели реальность просто потому, что на них можно увидеть нечто, никогда не существовавшее перед объективом фотокамеры.

Но Тарин Саймон вовсе не запоздалый адепт популярных в девяностые годы теорий в духе Бодрийяра, провозглашающих, что кругом – сплошная гиперреальность, медийный морок, и вообще «ничто не истинно, все позволено». Напротив, Тарин Саймон удается вернуть зрителю если не уверенность в реальности, то ответственность перед ней «от противного»: в мире, где фикш и нон-фикшн стали почти неразличимы, нужно быть особенно осмотрительным в своих поступках и суждениях, так как даже самые невероятные и неправдоподобные вещи могут оказаться правдой.

Ирина Кулик

 

Материалы по теме:
Тарин Саймон: «Фотография как документ больше не существует», 31.01.12