Новая выставка в ГМИИ – не история искусств «без имен», но трудовые будни свободных художеств, считает СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина до 9 сентября будет работать выставка «Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины». Она уникальна тем, что в экспозиции собраны произведения из девяти музеев Украины, которые никогда не встречались друг с другом даже на территории «родного» для них теперь государства. Такое представительное собрание произведений западной школы из украинских музеев случилось впервые в истории. И оно позволяет создать новую версию хрестоматийной, казалось бы, истории западноевропейского искусства.

Эта версия сильно отличается от той, что предлагает Эрмитаж или тот же ГМИИ. Акцент в ней делается не на шедевры, а на процесс. Это, конечно, не история искусств «без имен», но некие трудовые будни свободных художеств. Потрясающе интересно наблюдать за тем, как на твоих глазах формируются те образы, иконографические типы и сюжеты, что потом войдут во все учебники, посвященные истории стилей. Не менее увлекательно видеть, как свет великих искорками рассыпается по произведениям их учеников и последователей, как «школа» пытается адаптировать и сделать органичной для себя метод гения.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена. Ок. 1613-1618. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена. Ок. 1613-1618. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Какие же музеи вошли в великое посольство Украины в России? Это Киевский Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (организатор выставки с украинской стороны), Львовская национальная галерея искусств, Одесский музей западного и восточного искусства, Полтавский художественный музей (галерея искусств) имени Николая Ярошенко, Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, областные художественные музеи Донецка, Житомира, Харькова, Чернигова. Воодушевляет даже то, что многие произведения невозможно увидеть при посещении самих галерей. Они хранились в запасниках и специально к выставке были вызволены на свет, отреставрированы. Некоторые в процессе научной подготовки экспозиции приобрели авторство.

Другой вопрос: откуда на Украине так много интересного западного искусства? Прежде всего, вспомним, что Украина входила в состав Российской империи. И культура у обоих государств была общая. Характерен в этом плане пример биографии основателя Национального музея в Киеве Богдана Ханенко, выходца из известного украинского дворянского рода. Он  получил образование в Москве, стал юристом и переехал в Санкт-Петербург. Служил поблизости от Апраксиного подворья, где торговали антиквариатом. Увлекся коллекционированием старинных полотен, сблизился с петербургской арт-богемой. Вспоминал: «Я довольно близко сошелся с пейзажистом Шишкиным, бывал у Крамского, встречался с Айвазовским, Риццони, Куинджи… Я заинтересовался российской живописью, стал посещать выставки картин, ходил в мастерские художников и начал присматриваться к их работам…  Передо мной открывался новый мир, и с тех пор призвание мое определилось, я уже бесповоротно принялся изучать старинную живопись и убедил себя собирать произведения».

Супруги Богдан и Варвара Ханенко много путешествовали по Европе. Там тоже покупали антикварную живопись (одно из ценнейших приобретений – полотно Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты», к сожалению, отсутствует на московской выставке). Выйдя в отставку, Ханенко переехал с супругой в Киев. Там вместе с меценатами и историками создал музей, на который Николай II выделил, между прочим, 50 тыс. рублей из казны. Этому музею супруги Ханенко и завещали все свои приобретения. Подобные же истории можно проследить на примере фамильных коллекций Одессы, Харькова.

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж (1586–1643). Ок. 1618-1628. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж (1586–1643). Ок. 1618-1628. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Иной источник формирования коллекций – политическая «щедрость» руководства Российского государства, делегирующего шедевры на Украину из музеев Санкт-Петербурга и Москвы. И начало этой «щедрости» приходится совсем не на советский период национализации, как логично было бы думать. Яркий пример: ставшие символом выставки полотна великого голландца Франса Халса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей» из Одесского музея западного и восточного искусства.

С портретом святого Луки более полувека назад случилась детективная история, давшая название не только выставке, но и давнему фильму про полковника Зорина. В советские годы портрет евангелиста тоже гостил в стенах ГМИИ, откуда его украли, а потом благополучно нашли и вернули в Одессу. Но почему два полотна Халса попали в Одессу? Как рассказал научный сотрудник Одесского музея, когда-то таким образом расщедрился Николай I. Он посчитал, что евангелисты слишком похожи на простолюдин, велел снять их со стен Эрмитажа и «сослать» на Украину в один из храмов. После революции два портрета (святого Луки и святого Матфея) из храма попали в Одесский музей, а остальные два (святого Марка и святого Иоанна) до сих пор путешествуют по частным собраниям и аукционам. Такая история.

Наконец, еще один путь формирования «западной коллекции» представляет Львов. В этом городе левобережной Украины знать ориентировалась уже не на Москву и Санкт-Петербург, а непосредственно на Вену, Варшаву, Париж. Потому приобретение работ западной школы было само собой разумеющимся.

Хендрик Янс Тербрюгген (1588–1629. Концерт. 1626. Черниговский областной художественный музей имени Григория Галагана

Хендрик Янс Тербрюгген (1588–1629. Концерт. 1626. Черниговский областной художественный музей имени Григория Галагана

Визуальный образ экспозиции вышел насыщенным и очень необычным, непредсказуемым. Сказывается упомянутая «отличность» украинской версии истории западного искусства от московской и питерской. Впрочем, открывают выставку совсем не западные мастера, а две иконы VI века византийской школы: созданный в Сирии или Палестине образ Иоанна Предтечи и константинопольская или синайская икона Богоматери с Младенцем. Иконы хранятся в киевском музее. В сложный диалог с ними вступают алтарные образы католического мира Средних веков. Потрясают подробности: начиная с XV века, художники из Италии, а особенно из Германии насыщали свои полотна тысячью деталями. Вот «Несение Креста» швабского мастера XV века. Несущий Крест Иисус и рядом с ним какие-то сказочные гномы, гримасничающие солдаты в блестящих латах, навзрыд плачущие ученики… Это просто энциклопедия и физиогномики, и нравов, и стиля одежды (не уместно говорить моды) позднего Средневековья.

В отличие от гениальных мастеров живописцы,  простые труженики кисти, были куда простодушнее и зачастую в ущерб композиционной и колористической цельности вводили в полотна тысячу мелочей: чрезвычайно интересных сегодня исторических деталей быта, стиля жизни.

Помимо картин на исторические (в том числе библейские) сюжеты другой жанр, в котором показанная в ГМИИ история западного искусства себя мощно артикулирует, это, конечно, портрет. Сама галерея лиц уникальна: из Львова привезли никогда не виданный портрет великого итальянского архитектора Себастьяно Серлио (работа итальянского мастера XVI века), из Киева – портрет последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского работы модной художницы конца XVIII – первой половины XIX века Элизабет Виже-Лебрен…  А еще замечательные портреты русских дворян, ученых эпохи Ренессанса и барокко, сановников с цепким взглядом. И опять-таки некоторое простодушие не великих, но талантливых художников гарантирует непосредственный и живой контакт модели со зрителем.

Если же говорить о полноте представленных школ, то лидируют итальянская и нидерландская, включая голландскую и фламандскую. Поскольку привезенные картины в ряде случаев во многом не схожи с традиционно ожидаемыми, то после посещения выставки рекомендуется сходить в залы основной коллекции ГМИИ. Тогда полнота знаний о старинном искусстве гарантируется.

Сергей Хачатуров

 

Выставка «Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VIXVIII веков из музеев Украины» открыта в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина до 9 сентября