Две московские галереи – Paperworks и «Меглинская» – заявили о своем уходе с «Винзавода», в пространстве которого они находились несколько лет. «Артхроника» попросила галеристов, кураторов и арт-менеджеров прокомментировать ситуацию, а также поинтересовалась, что, по их мнению, происходит с самим «Винзаводом» и с форматом арт-кластера вообще
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»:
У некоторых наших арендаторов есть определенные проблемы, скорее, субъективного характера, но они не имеют отношения собственно к «Винзаводу», а связаны с неким общим кризисом на арт-рынке. Уход галерей «Меглинская» и Paperworks с «Винзавода» – это вопрос актуальности того или иного формата, существующего в рамках арт-кластера. Уверена, что они смогут перестроиться и найти себя в какой-то новой собственной реальности, как это сделали Гельман- и Айдан-галереи, XL.
Вместе с тем считаю, что формат арт-кластеров по-прежнему востребован, более того – он еще не набрал всей актуальности, которая в нем заложена. Возможно, нужно создавать более профильные кластеры, как, например, Artplay или «Флакон», которые предметно сосредоточены на дизайне. У нас все еще плохо обстоят дела с fashion и современной музыкой. Может быть, поворот именно в эту сторону был бы спасительным для рынка арт-кластеров. Впрочем, и помимо этого есть масса направлений, куда можно развиваться. Затруднить процесс может множество проблем, начиная от недостатка финансирования и господдержки частных инициатив и заканчивая отсутствием нормального арт-образования. Несмотря ни на что, не хочу терять оптимизма, Уверена, что скоро мы увидим какое-то движение в сторону выхода из сложившегося кризиса.
Елена Пантелеева, директор Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»:
В апреле этого года «Винзавод» поддержал легендарные галереи, которые объявили о своем реформировании. Именно с организации той поддержки началась моя деятельность в новом качестве. За последнее время наладилась работа с социальными сетями (важным инструментом продвижения центра), начала выходить онлайн газета Winzavod Art Review (единственный ресурс, регулярной рассказывающий, чем занимается Винзавод в локальном и международном контексте). Творческая программа «Ночи вернисажей» стала одной из лучших в городе, организованы выставки молодых художников в Астрахани и Перми, а «Вечер вернисажей» в рамках Молодежной биеннале привлек пристальное позитивное внимание.
«Винзавод» – это огромный и сложный организм, который обновляется поступательно. Была проведена большая подготовительная работа, начиная от таких важных «мелочей», как система навигации и бесплатный wi-fi на открытой территории центра, заканчивая такими глобальными задачами, как создание международного отдела и лекционной программы. Надеюсь, что в следующем году вы увидите на «Винзаводе» не только интересные выставки русских художников, но и мировые премьеры зарубежных звезд. Еще больше усилится социально-значимая направленность (проекты «Старт», «Территория дизайна», «Best of Russia»). Арендные ставки важны для галеристов, поэтому «Винзавод» их не повышает, важнее совместные системные действия для выравнивания общей ситуации арт-рынка.
Пока что некоторым представителям арт-сообщества проще действовать по принципу «против кого, девочки, дружим?». Не стоит тратить время на соревнование в эффектности эмоций, давайте просто еще больше работать, а главное – сообща. Желаю удачи на новых площадках галерее Paperworks, а галерее «Меглинская» (чье пространство с сентября займет галерея Владимира Фролова) предлагаю научиться поддерживать партнерские отношения и ценить лояльность.
Николай Палажченко, куратор, один из основателей и первый арт-директор «Винзавода»:
Драматизировать вопрос по поводу «заката» «Винзавода» не нужно, как и вообще переоценивать влияние тех или иных галерей и институций, или, например, медиа на сегодняшний художественный процесс. Сейчас не 2004 год, когда все только начиналось, и попасть на «Винзавод», который являлся абсолютным монополистом, было счастливым билетом для каждого галериста. За эти несколько лет сильнейшим образом поменялась и экономика галерей, и предложение на рынке недвижимости, и структура спроса на культурный продукт. Не исключаю, что кто-то из тех, кто ушел с «Винзавода», закрыл галереи как бизнес и поменял свой статус на некоммерческий, вскоре пожалеет об этом, как, возможно, пожалеют и те, кто остался на арт-рынке. Здесь только собственный карман им судья.
Бросать камни ни в Меглинскую, ни в Баканову, ни тем более в сам «Винзавод» нельзя. Paperworks, галерея с прекрасной арт-программой, но слабыми продажами сменила с 2005 года уже три площадки и на «Винзаводе» просуществовала наиболее долго и успешно. Что касается «Меглинской», то галереей в чистом виде (в отличие от «Победы», предыдущего проекта на это месте) она никогда не была, а была исключительно сильной и важной фотоинституцией, просто с неправильной вывеской и экономической моделью. Поэтому ее длительная жизнь в этом статусе столь долгое время для меня относится, скорее, к разряду симпатичных и загадочных аномалий, для существования которых во многом и был затеян «Винзавод».
Искусство – это всегда эксперимент, в том числе с деньгами. Мне гораздо интереснее, как будут развиваться на «Винзаводе» заявленные новые институции, созданные Айдан Салаховой и партнерами Марата Гельмана на месте их бывших галерей. Закрывшиеся две галереи тоже всегда могут обрести себя в новом формате и, возможно, в другом месте, конечно, если захотят. Очевидна некоторая усталость «старых» галерей: потеря энтузиазма и творческого заряда, на котором все всегда и держалось, этим они и были привлекательны и для публики, и для «Винзавода».
У «Винзавода» в активе мощный бренд, молодая и очень широкая аудитория, заинтересованная в качественно новой художественной среде. Когда-то «Винзавод» многое сделал для того, чтобы современное искусство стало востребованным, модным, интересным, но это не повод почивать на лаврах, расслабиться и перестать искать, побеждать, ошибаться, пробовать.
Самое страшное, что я мог себе представить на «Винзаводе», – это как через 10 или 15 лет все те же постаревшие и обрюзгшие галеристы выставляют все тех постаревших и вышедших в тираж художников. Это действительно был бы крах нашей концепции!
Анна Нистратова, арт-директор дизайн-завода «Флакон»:
Боюсь, что проблема не в кризисе арт-кластеров, а в формате «Винзавода», который всегда был заточен под современное искусство. Именно благодаря «Винзаводу» современное искусство стало востребованным и популярным, как минимум, в Москве, а на самом деле и за ее пределами. К сожалению, эта история закончилась. У меня нет ответа на вопрос, почему так произошло, но факт остается фактом: «Винзавод», как самоорганизовавшийся центр искусства, умер. Искать причину этого в каком-то одном аспекте – политике управления или контенте – нельзя.
Понятно, что в основе этого лежит целый комплекс причин. Одна из самых очевидных – низкая доходность галерей, которые являлись витриной и основным аттрактором публики. Для меня даже странно, что «Меглинская» и Paperworks закрылись только сейчас, они существовали исключительно из любви к искусству. Когда галерея живет только за счет тех денег, которые им приносят единичные покупатели, такие же фанаты искусства, и не имеют никаких иных источников финансирования, иного финала быть не может. Люди делали, что могли и сколько могли. Эффективнее отдать деньги художникам, чем за аренду. До тех пор пока у людей, которые занимаются искусством, особенно современным, не будет четкой политики и понятной стратегии выживания и финансирования, ситуация будет усугубляться.
Сам «Винзавод», безусловно, состоялся, он был первым примером культурного преобразования индустриального пространства, без него не было бы ни «Флакона», ни Artplay, ни других арт-кластеров. Интересно будет наблюдать, как сложится его дальнейшая судьба. В любом случае пример «Винзавода» показателен – без сколько-нибудь значимой господдержки выжить сегодня на нашем арт-рынке крайне сложно.
Дмитрий Ханкин, галерист, совладелец галереи «Триумф»:
Никакого настоящего расцвета арт-кластеров у нас никогда не было, это абсолютные иллюзии, так что говорить об их закате или, того хуже, гибели в связи с уходом двух галерей с «Винзавода» нельзя. Все они базировались на очень смелом допущении, что у нас есть прорыв в современном искусстве. К сожалению, это допущение не оправдало себя полностью. Винить в этом сам «Винзавод» – верх глупости, тем более что сейчас и так все с удовольствием бросают в него камни, непонятно за что. Ничего фатального в произошедшем я не вижу – ушли одни, на их место придут другие люди. Свято место пусто не бывает. Это нормальный, вполне закономерный процесс.
Что касается самой идеи арт-кластеров, то, наверное, она себя в каком-то смысле исчерпала. Но это не значит, что нет других форматов. Главное сейчас – не поливать друг друга грязью, злорадствуя по поводу чьих-то неуспехов. Арт-рынок в нашей стране довольно невелик и не то, чтобы очень силен. И чтобы найти какой-то выход из сложившегося кризиса, нужно, прежде всего, объединиться и примириться друг с другом. Всем желаю мудрости и стойкости.
Ирина Меглинская, галерист, владелица галереи «Меглинская»:
Причины моего ухода с «Винзавода» носят в основном сугубо экономический характер, рано или поздно я бы все равно это сделала. Срок контракта истекал в ноябре, и продлевать его я не собиралась. Но обстоятельства сложились таким образом, что переехать пришлось раньше. Кроме того, я уже не раз говорила о непонятной для меня художественной концепции «Винзавода». Так что здесь переплелось несколько причин, и все они достаточно весомы. Поделиться какими-то конкретными планами на будущее я смогу только в сентябре.
Я никогда не рассчитывала, что буду на «Винзаводе» вечно, потому и не сидела сложа руки, в моей голове рождалась какая-то стратегия, о которой более подробно расскажу чуть позже. Единственное, что могу сказать сейчас абсолютно точно – я не собираюсь, и никогда не собиралась, расставаться со статусом арт-дилера, и вся моя дальнейшая деятельность будет связана с работой собственной фотогалереи. Царящего в СМИ пессизима, связанного с будущим «Винзавода», я ничуть не разделяю. Вообще, мне кажется, что ситуация вокруг нашего ухода крайне драматизирована и раздута. Понятно, что наша история села на старые дрожжи, когда весной «Винзавод» покинули три ведущие галереи, и всем инстинктивно хочется соединить эти нити воедино и вынести смертный приговор старейшему московскому арт-кластеру.
Тем не менее, все разговоры о кончине «Винзавода» мне кажутся чрезвычайно преувеличенными. Им сейчас нужен хороший антикризисный менеджер, который сумел бы вывести арт-кластер из нынешней пусть непростой, но все же не безнадежной ситуации. Во всяком случае предпосылки для того, чтобы «Винзавод» остался «Винзаводом» в том виде, в каком он и задумывался, по-прежнему есть, и они велики.
Александр Шаров, директор галереи «11.12»:
Наша галерея не собирается уходить с «Винзавода» по той простой причине, что достойной альтернативной площадки просто нет. Artplay сосредоточен на архитектуре и дизайне, «Стрелка» – хороший проект, но не понятно, как долго он просуществует, потому что идея застроить его пространство на «Красном октябре», кажется, еще витает в воздухе. «Флакон» для нас вообще не вариант. Принимать в этой истории чью-то сторону я не хочу, потому что, как всегда, у каждого своя правда. Судить «Винзавод» не за что, он и так держал для «стариков» довольно низкие ставки : ниже, чем, например, у нас в 4–5 раз.
Упрекать Меглинскую и Баканову, которых я бесконечно уважаю, тоже нельзя: каждый вправе выбирать для себя лучшие варианты. Другое дело, что создается странная ситуация: и весной, и сейчас все претензии к руководству «Винзавода» высказываются постфактум. Неужели нельзя было сесть за стол переговоров и решить все накопившиеся проблемы внутри нашего сообщества? Возможно, многие вопросы удалось бы решить. А сейчас вся эта история выглядит, как вынос сора из избы. Я не обеляю «Винзавод», у которого масса проблем, но тот, кто хочет договориться, всегда найдет способ это сделать. Сейчас можно проявить солидарность и закрыться вообще всем галереям, которых в многомиллионной Москве и так единицы, но кому от этого станет лучше? Галереи создают художественную среду, формируют художественную повестку дня. Нужно продолжать работать, несмотря ни на что. Хотя наблюдать за тем, что происходит вокруг, больно.
Владимир Фролов, галерист, директор Frolov Gallery
Я – позитивист. Поэтому свое дальнейшее развитие как галереи на Винзаводе я вижу успешным. Уверен, что, несмотря на все сложности, которые объективно существуют на арт-рынке в целом, и на «Винзаводе», в частности, можно совместными усилиями ситуацию изменить к лучшему. Я, по крайней мере, приложу к этому все свои силы.
Программа нашей галереи остается прежней: представлять российских и западных художников определенного высокого интернационального уровня в сотрудничестве с ведущими европейскими и американскими галереями.
Важно, чтобы у наших ценителей искусства было больше возможностей видеть качественные выставки, а у наших художников – возможность интегрироваться в мировой арт-рынок. Дело это не простое и не сиюминутное, но двигаться в этом направлении необходимо.
Что касается ухода галереи «Меглинской» и Paperworks с «Винзавода» – они сами все подробно прокомментировали. Плюс Лена Селина очень четко все сформулировала. Там сложно что-то добавить. Я уважаю Иру, Лену и Женю. И уважаю их решение. Уверен, что они и дальше будут делать замечательные проекты и вносить свой значительный вклад в наше общее дело. Арт-деятелей в Москве не так уж и много, поэтому необходима кооперация и взаимная поддержка. Только без паники! Все будет хорошо…
Елена Баканова, совладелец галереи Paperworks
У нас в стране сейчас такое происходит, что все эти разборки с переездом галерей кажутся чем-то несерьезным. Это просто одна из составляющих принятого решения об общей перезагрузке. Сейчас я не завидую художникам, которые в этом изменившемся контексте будут высказываться на галерейных площадках. Я не понимаю, что на этом фоне может быть услышано. Поэтому делать обычную регулярную программу на нашей компактной площадке, принимая во внимание некоторый кризис и стагнацию на «Винзаводе», а также общественно-политическую ситуацию в стране, мягко говоря, уже неэффективно.
Например, у нас в октябре 2013 года запланирована ретроспектива Юрия Альберта с перформансами и инсталляциями в ММОМА. В работе находится проект Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. У них очень хорошие идеи. Они работают с интернациональными проектами, в том числе и с протестными движениями. Предполагается, что выставка пройдет на нескольких площадках, работы могут расположиться даже на городских стенах. Мне кажется, что это может собрать свою аудиторию и как-то прозвучать.
Если говорить о галерее, то объективно мы уже исчерпали ресурс этой площадки. И в контексте «Винзавода» тоже. Мы провели там очень продуктивно три с половиной года, достигли огромного прогресса именно в профессиональном развитии. Когда в одном месте собирается столько галерей, это становится источником профессионального обмена: ты общаешься с галеристами, художниками, критиками и кураторами. На определенном этапе это сыграло важную роль, это объективно был прорыв, первый опыт джентрификации и крупного арт-кластера. В начале все было довольно активно, но в последнее время наблюдается явная потеря энергии и отсутствие понимания вектора движения. Это довольно затруднительная ситуация для галерей, ведь галереи непосредственно в формировании маркетинговой стратегии не участвуют и не могут влиять на процесс.
Я убеждена, что «Винзавод» после скандалов с галереями должен был уравновесить эту ситуацию какими-то ответными действиями и активно заняться ребрендингом. Я не говорю, что кто-то сделал что-то плохо, но отреагировать нужно было немедленно. Есть вещи, которые требуют серьезных инвестиций, причем не только финансовых, но и интеллектуальных. У «Винзавода» гораздо больше возможностей в смысле получения спонсорских и корпоративных денег, чем у любой галереи. Я сейчас пристально интересуюсь различными видами финансирования разных видов культурной деятельности, в том числе и выставочной, и понимаю, что на самом деле все не так плохо, возможности есть, в этой ситуации они постоянно увеличиваются.
Совершенно очевидно, что галереи должны находиться в одном месте, в рамках некоторого кластера с дополнительными опциями. Формат кластера себя не только не исчерпал, он доказал свою эффективность. Должен быть комплексный подход к его формированию, отбору участников, позиционированию и развитию. Такое намерение есть. Я знаю, что все галеристы хотели бы находиться вместе, и над этим вопросом мы будем работать в ближайшее время.
Алина Сапрыкина, арт-директор Центра дизайна Artplay:
Время творческих кластеров как особенных, комфортных пространств, замкнутых на себе и своей аудитории и возникающих в противовес большому неправильно устроенному городу, действительно проходит. Думаю, скоро кластеры начнут двигаться вширь, пытаться как-то распространить свою парадигму «правильно устроенной жизни» и на обычную жизнь вокруг. Например, на улицы своего района, на жителей соседних домов, на детей ближайших школ.
И тогда у людей из творческих центров будет еще больше возможностей для приложения своих сил. Наверняка возникнут новые полезные и хорошие идеи, свежие подходы, для творческих людей прибавится работы, а жизнь вокруг станет от этого лучше. И вообще, о какой стагнации тут можно говорить. Выходцы из арт-кластеров (благо, такая работа дает много всестороннего опыта) в состоянии управлять да хоть Министерством культуры, если так сложатся обстоятельства. А частные галереи здесь ни при чем, это их внутренние дела. Все конфликты с арендаторами, имеющие вполне конкретные человеческие и финансовые причины, к будущему арт-кластеров имеют весьма отдаленное отношение.
Материал подготовила Ольга Мамаева
Материалы по теме:
Галереи уезжают с «Винзавода», 31.07.12
Елена Баканова: «Здесь вообще все, что есть, существует против логики», 13.04.12