© Предоставлено Еврейским музеем и Центром толерантности

МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА сходила на открытие Еврейского музея и Центра толерантности в Москве

О том, что в бывшем Бахметьевском автобусном парке после «Гаража» будет еврейский музей, или музей толерантности, было известно еще с того момента, как «Гараж» вообще появился в Москве. Однако информация эта существовала помимо еврейского общинного центра, Даши Жуковой, самого здания и города Москвы, где, как известно, любые планы и намерения корректируются в зависимости от того, какие чиновники вовлечены в процесс. Когда я впервые попала в новый музей, было сложно поверить, что все здесь происходит по-настоящему. Однако при входе, где еще доделывали какие-то мелочи, уже был сооружен 4d-кинотеатр, ждал своего часа пока зачехленный КПП, который должен уберечь музей от нападения и агрессии, да и большая часть инсталляций уже была расставлена по своим местам.

Композиция музея основана на исторической хронологии – в кинотеатре при входе рассказывается история евреев с создания мира до разрушения Второго Храма, а затем зритель переходит к основной экспозиции, которая знакомит с историей появления евреев в наших широтах, устройством их жизни в Российской империи и пр.

Этот музей бессмысленно описывать – он настолько симпатично сделан, что не хочется портить удовольствие тем, кто попадет в него впервые. Там огромное количество интерактива – все нужно трогать, двигать, вращать и дергать. Там уникальные антропологические материалы – интервью обитателей местечек, воспоминания как о погромах, так и о мирной хорошей жизни, документы и реликвии, собранные по всему миру. Ошеломительное впечатление производит фильм о том, как прошла Первая мировая война для восточноевропейских евреев. Потом не хочется отходить от интерактивного свитка Торы, а также от замечательной инсталляции, рассказывающей о субботней трапезе. Музей этот сделан не по-московски основательно, дорого и одновременно не халтурно.

К содержанию музейных стендов и многочисленных инсталляций не хочется придираться, даже если бы было за что. Это потому, что у музея есть всеобъемлющая и понятная любому посетителю идея – бывают разные народы, и вот вам история одного из них, живущего с вами рядом и глубоко укорененного в вашей культуре, но при этом не забывающего своей. Я бы с огромным удовольствием сходила в музей, где мне рассказали бы так же доходчиво и корректно по отношению ко всем потенциальным завистникам и ненавистникам историю русских как отдельного народа.

Единственное, что немного удивило меня в музее, так это детская комната, куда родители смогут отвести маленьких детей, чтобы спокойно осмотреть музей. Это образцово-показательная детская комната, но только где-нибудь в Израиле. Кубики с буквами иврита, нарисованный на стене дрейдл, занимательный кашрут и рецепт приготовления мацы на стене. Вопросов бы не было, если бы директор музея Наталья Фишман не педалировала в разговоре с журналистами идею о том, что музей ориентирован в основном на не-евреев, и лекции в созданном при нем центре толерантности (в самом начале экспозиции, рядом с кинозалом) некоторые дети даже смогут посещать без ознакомления с музеем. На вопрос, почему, Наталья Фишман уклончиво заметила, что не все родители хотели бы, чтобы их дети изучали историю евреев в России. В общем, очевидно, что пока что в музее в основном ждут тех, кто с этой историей уже хорошо знаком, а потом уж и остальные подтянутся.

Мария Семендяева – корреспондент ИД «Коммерсантъ»