В Москве прошла пресс-конференция предстоящей биеннале современного искусства
Основным стержнем Пятой Московской биеннале, которая пройдет с 20 сентября по 20 октября 2013 года, станет идея диалога. Куратор будущего проекта Катрин де Зегер на вчерашней пресс-конференции отметила, что, если в ХХ веке основной акцент делался на индивидуализм, то к XXI веку произошла определенная эволюция. По крайней мере, ее необходимость ощущается достаточно остро.
«Если мы представим себе субъект ХХ века, то в первую очередь возникнет образ отчужденности, разорванности отношений, – пояснила де Зегер. – Интересно проследить, как из всего этого возникает образ настоящей взаимосвязи. Мы начинаем существовать посредством других, и мне очень важно проследить этот диалог. Это касается и того, как будут отобраны работы для выставки, как она сама будет организована и как будет оформлено ее пространство».
В основе этого Катрин де Зегер видит тип отношений, складывающийся в ходе работы выставки. Она подчеркнула, что, будучи куратором, рассматривает любую работу как совместное произведение художника, зрителя и администрации, участвовавшей в создании проекта.
«Искусство создается на стыке аудитории и общества: люди делятся своим опытом, они его переосмысливают. В обществе возникают дискуссии, обсуждения, несогласия, то есть возникает дискурс, который и порождает искусство, – добавила она. – Мне очень интересно работать в этой концепции времени и пространства».
Де Зегер подчеркнула, что в будущем проекте она собирается сделать акцент «на общей реальности, которая столь необходима в XXI веке и которая сильно отличается от предыдущих моделей реальности», а также выразила надежду, что сегодня можно услышать «гораздо больше созвучий между разными участниками создания произведения искусства».
Эти слова, казалось, перекочевали сюда с недавно завершившейся Сиднейской биеннале, куратором которой также выступила де Зегер.
Оговорив отдельно, что искусство – явление социальное, де Зегер, тем не менее, видение будущей экспозиции Московской биеннале во многом выражала в категориях времени и пространства. Свой интерес к России она объяснила тем, что «здесь существует очень характерное поле напряжения между севером и югом, западом и востоком».
«И с этим полем созвучно также ощущение пространства и времени, которые и лягут в основу нашей будущей выставки», – сказала она, иронично добавив, что в России «одних только временных поясов намного больше, чем в любой другой стране мира».
Упомянут был и сам Манеж, который теперь стал постоянным пристанищем Московской биеннале. С момента своего основания в 1817 году он претерпел множество изменений, причем не только в физическом смысле, именно все исторические пласты как раз и приглянулись бельгийскому куратору.
Никаких подробностей об участниках и теме проекта в ходе встречи с журналистами не сообщили, хотя куратор поделилась, что уже провела свое собственное исследование современного русского искусства, и некоторые авторы ее заинтересовали. Число участников с российской стороны будет балансировать на уровне 15% от общего числа художников, при этом баланс между числом региональных и столичных участников обещано соблюсти.
Остается только догадываться, что может получиться из этого парадоксального смешения интереса к такому консервативному медиуму, как графика и рисунок (де Зегер выступала сокуратором выставки «На линии» в нью-йоркском МоМА в 2010–2011 гг., исследовавшей метаморфозы, произошедшие с понятием рисунка в ХХ веке), а также к истории женского искусства и феминистского движения (как редактор де Зегер выпустила внушительное издание, посвященное Марте Рослер по случаю ретроспективы художницы, а также ряд книг о художницах-женщинах).
С другой стороны, противоречия здесь и нет. Ведь женское начало де Зегер и понимает именно как стремление к совместности и взаимодействию. Искусство художниц-феминисток она ценит именно за преодоление стереотипов прошлого и критическое отношение к настоящему, но критическое в положительном смысле – как рефлексию и налаживание диалога. Отголоски этого подхода звучали и в проекте о живописи и графике, где в одном пространстве соседствовали работы Пикассо, Кандинского и Марселя Дюшана и Сола Ле Витта; Малевича, русских конструктивистов и Жильвинаса Кемпинаса и Моны Хатум. Организаторы экспозиции как будто стремились наладить диалог между различными авторами, осевым мотивом для которых стала линия во всех возможных ее вариациях – от плоскостного до объемного и материального, от неподвижного до обретшего динамику или ставшего частью телесной экспрессии.
Де Зегер, впрочем, на пресс-конференции как раз и пообещала сделать биеннале с феминистическим уклоном.
Что касается общей структуры биеннале, то она сохранится в прежнем виде. Помимо основного проекта в Москве также откроются специальная и параллельная программы, одна из которых – самая важная, по словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, расположится в помещении Нового Манежа.
На пресс-конференции Бакштейн озвучил приблизительный размер бюджета биеннале, который, по его словам, организаторы надеются сохранить на уровне прошлых лет: 90–100 млн рублей. Частичное финансирование предоставит Министерство культуры, а также правительство Москвы, но средства планируется выручить и за счет партнеров биеннале – зарубежных грантодателей, поддерживающих культурные проекты.