«Артхроника» продолжает следить за тем, что происходит вокруг самого резонансного уголовного дела этого года. Предыдущий выпуск здесь


Вечер 1 августа

BBC Russia публикует интервью с режиссером Терри Гиллиамом: «Слушайте, я люблю Россию… Но когда я вижу систему, которая оказывается так напугана даже тремя девочками, которые поют в церкви, выражая свои взгляды, — это меня беспокоит».
BBC

Врачи осмотрели подсудимых и адвоката Виолетту Волкову, оснований для госпитализации не нашли и разрешили продолжать слушание. Судья не принимает ходатайства от девушек.

Выступила свидетель обвинения, казначей Этери Георгиевна Иванишвили, не присутствовавшая в ХХС во время акции Pussy Riot, а смотревшая новостные выпуски по телевизору: «Мне было очень тяжело после увиденного, я не могла говорить. Но батюшка пообещал, что святой водой окропит».

Заседание суда завершается к семи часам вечера.
PublicPost

Андрей Сидельников, глава международного движения «Говорите Громче!», сообщил, что «поговорил с мэром Лондона Борисом Джонсоном и спросил его о группе Pussy Riot. Борис однозначно высказался против незаконного содержания девушек в тюрьме и пообещал донести этот вопрос до премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона перед его завтрашней встречей с Путиным».

На YouTube появляется китайcкий мультфильм про Pussy Riot, сделанный Next Media Animation.

 

2 августа

На сайте «The New Times» выложено интервью со Станиславом Самуцевичем, отцом одной подсудимых по делу Pussy Riot. Из него следует, что Самуцевича записали в свидетели обвинения без его ведома, а стойкость дочери «вызывает у него уважение и гордость», хотя он не разделяет всех ее взглядов.
newtimes.ru

PublicPost публикует интервью выступавшего накануне «православного юриста», свидетеля обвинения Олега Угрика, который не присутствовал при самой акции: «В России много людей, которые находятся за малозначительные — еще меньше, чем у них — деяния в следственном изоляторе. А кто-то вообще без каких-либо оснований может в тюрьме сидеть. Почему им нужно сочувствовать больше, чем другим?».
PublicPost

В суде запрещено смеяться, за смех удаляют из зала. Петра Верзилова удалили из зала за то, что «у него в ноуте включился какой-то ролик с криками». Мария Алехина заявляет отвод судье Сыровой. Адвокат Марк Фейгин отдает ходатайство о вызове свидетелей, но судья отказывается внести его в протокол.

Олег Пшеничный: «Адвокат РПЦ Павлова во время суда над «Пусси Райот» рисует оппонентов и протыкает изображения шариковой ручкой, беззвучно шевеля губами».

После звонка о том, что здание суда якобы заминировано, судьи выведены через черный вход, в здании работают кинологи. Пресс-секретарь Хамовнического суда подчеркнула, что, по ее личному мнению, это просто провокация с целью сорвать заседание.

Свидетель обвинения Жукова на вопрос адвоката Фейгина отвечает: «Меня не принуждали к участию в процессе, меня администрация пригласила».

Вызывается как свидетель обвинения отец Екатерины Самуцевич, Станислав Самуцевич. Прокурор задает ему вопросы: «В какой период ваша дочь познакомилась с так называемыми сторонниками современного искусства?» и «Разделяла ли ваша дочь взгляды таких современных художников, как Олег Кулик и Екатерина Деготь?». Самуцевич отсылает вопросы дочери.

У Самуцевича пытаются найти противоречия в сегодняшних и более ранних показаниях, и оглашают предыдущие показания. Самуцевич говорит, что давал показания в состоянии душевного смятения и не знал, что их дает, считая это доверительной беседой со следователем.
PublicPost

Музыканты The Who, Pulp и Pet Shop Boys – Пит Таунсенд, Джарвис Кокер и Нил Теннант – написали письмо в поддержку панк-группы Pussy Riot.
Газета.Ру

Патти Смит на концерте в Осло выступила в поддержку Pussy Riot с песней «Pissing in the River», продемонстрировав майку с надписью: «Putin has pissed himself. Free Pussy Riot». Певица сказала, что «их единственное преступление — то, что они молоды, самонадеянны и прекрасны». Интервью с Патти Смит опубликовал норвежский сайт NRK.

Свидетель обвинения Матильда Иващенко, однокурсница обвиняемой Марии Алехиной, отказалась участвовать в процессе по причине «плохого самочувствия». Адвокат Марк Фейгин сообщает, что «Матильда Сигизмундовна Иващенко была прежде Махмудовой Ириной Назиевной, до этого Лашковской Агриппиной Марсельевной».
PublicPost

Журналист Ольга Бакушинская публикует ссылку на ЖЖ ушедшей из суда свидетельницы обвинения Матильды Иващенко, где в интересах значатся «Альфонс де Сад, Голем, заштопанные вены, голые пасторы, гомофобия».
bakushinskaya.livejournal.com

Полозов: «Мы сейчас наблюдаем полную профанацию. Суд не хочет заслушать ходатайства защиты. Происходит оглашение заголовков доказательств, сами доказательства не рассматриваются».
PublicPost

Президент Владимир Путин не обсуждал дело Pussy Riot на встрече с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. При этом он заявил журналистам, что «не думает, что нужно судить строго» арестованных девушек и «надеется, что суд вынесет правильное решение, обоснованное».
Ведомости

В ходе исследования письменных доказательств по делу судья огласила заключения судебных психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в отношении участниц группы Pussy Riot. Согласно заключениям, ни одна из обвиняемых на момент совершения инкриминируемого им деяния не страдала психическим расстройством, все они в полной мере осознавали характер своих действий. Медики дали характеристику Марии Алехиной как «импульсивному типу, с завышенным уровнем самооценки, подверженную протестным реакциям и суицидальному шантажу». В отношении Надежды Толоконниковой судмедэксперты указали, что у нее «есть смешанное расстройство личности в виде активной жизненной позиции, стремления к самореализации». У Екатерины Самуцевич медики также диагностировали «смешанное расстройство личности», которое выражается в упорстве и категоричном отстаивании своего мнения. Врачи указали, что у подсудимой «невысокая эмоциональная чувствительность», а также «склонность к оппозиционным формам поведения».
Интерфакс

Заседание суда завершилось в десятом часу вечера.

 

3 августа

Французская газета Libération выходит с фотографией участниц Pussy Riot на первой полосе и заголовком: «Панкушки, которых боится Путин» (Les punkettes qui font peur à Poutine).
liberation.fr

Голливудский актер Дэнни де Вито в твиттере призвал президента России освободить участниц панк-группы Pussy Riot: «Мистер Путин… Pussy Riot… отпустите их».
Газета.Ру

Перед заседанием в зал пускают фотографов и операторов, в предыдущие три дня для них вход в зал заседаний был закрыт.

Судья Марина Сырова огласила вещественные доказательства — надписи на листовках (?): «В жопу культуру – идем в прокуратуру».

Демонстрируют видеодоказательства, присутствующие в зале журналисты жалуются на то, что практически ничего не слышно.

Показания ключаря ХХС: «В прямом смысле слова их действия богоборческими назвать трудно, но мне они напоминают деятельность «Союза безбожников», участники которого в 20-30 годах XX века в шутовской форме пародировали обряды православной церкви, что стало началом гонений на нее».

Выясняется, что ранее приставы выгнали всех свидетелей защиты из суда. Судья пытается отказаться от допроса свидетелей защиты, «так как должным образом их явка не обеспечена».

Выступает первый свидетель защиты, проректор Института журналистики и литературного творчества Наталья Бежина, где Мария Алехина училась три года. Когда судья выяснила, что у нее нет с собой удостоверения из института, то чуть не отказалась допрашивать ее, но затем вспомнила, что свидетель предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний.

Наталья Бежина: «Маша порядочный человек, у нее много друзей. На тему религиозности я со студентами не общаюсь, это сугубо личный вопрос».
РАПСИ

Твиттер группы «Война»: «Судья: «Стихи подсудимой зачитывать не будем, мы не в литературном салоне!».

Варвара Турова: «Из толпы у суда выхватили человека и бросили в автозак. Полицейскому стало плохо, он упал на землю и бьется в каком-то припадке. Похоже на эпилепсию».

Трое мужчин в балаклавах забрались на козырек здания библиотеки напротив Хамовнического суда, зажгли файеры и скандируют «Свободу Pussy Riot!». Полиция не может прекратить акцию.

Приставы запрещают журналистам разговаривать по телефону в зале суда.

В суд пришел Алексей Навальный, о допросе которого собираются ходатайствовать адвокаты. Его не пускают в здание суда, как и других свидетелей. Адвокат Николай Полозов остался внизу требовать прохода Навального. Его коллеги отказываются продолжить заседание, пока судья не отдаст распоряжение о допуске свидетелей в суд.

Марк Фейгин зачитывает список свидетелей, которых они хотят допросить: это ученые, теологи, корреспонденты-очевидцы, Навальный, Улицкая.

Адвокат потерпевших Лариса Павлова намекнула, что один из заявленных свидетелей, фотокорреспондент Алешковский, может оказаться соучастником и поэтому допросить его будет интересно.

Прокурор просит суд отказаться допросить всех свидетелей защиты. По его мнению, ни один из них не сможет сказать ничего полезного для рассмотрения дела.
РАПСИ

Николай Полозов сообщает в твиттере, что суд отказал в вызове всех свидетелей и специалистов, кроме трех — двух преподавателей Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой и однокурсницу Марии Алехиной.

Алексей Шульгин, преподаватель Екатерины Самуцевич из Школы фотографии им. А.Родченко, характеризует подсудимую только с самой положительной стороны, ее диплом по медиа-арту был одним из лучших в школе.

Судья Марина Сырова отметила, что не будет вызывать экспертов, о которых просила защита, так как только суду предоставлено право давать оценку материалам дела.

Однокурсница Марии Алехиной, Ольга Виноградова, рассказывает, что Алехина заботилась о психически неполноценных детях в рамках православного волонтерского движения при Даниловском монастыре. «Ни разу не видела у нее антисоциального поведения. Маша вообще не пьет алкоголь и она вегетарианка», — сказала Виноградова.

Преподавательницу философского факультета МГУ, которая собиралась дать характеристику Толоконниковой, приставы найти не смогли.

Обвинение против вызова новых экспертов, так как считает, что это просто способ затянуть рассмотрение дела. Суд отказал в выозове трех экспертов, о котром ходатайствовала защита. Судья считает, что у адвокатов остались вопросы к экспертизе только потому, что они саботировали процесс ознакомления с материалами дела.

Отказ вызвать экспертов стал причиной шестого за пять дней процесса заявления об отводе судьи.
РАПСИ

Татьяна Романова передает в твиттере диалоги из зала суда: «Волкова: уберите собаку из зала суда (полицейский ротвейлер лаял во время заседания. — Артхроника)». Пристав: «Он при исполнении»; Полозов: «Вы меня не слышите, уважаемый суд». Сырова: «Я не на митинге!».

Материал подготовил Федор Панфилов