Фаина Балаховская

Палаццо Строцци, Флоренция 6 октября 2009 – 24 января 2010

Обман зрения — едва ли не единственный из всех возможных обманов, который принимается не просто с интересом, с энтузиазмом. Для многих иллюзорное жизнеподобие — до сих пор наилучшее оправдание самого существования изобразительных искусств. Неудивительно, что в городе, набитом художественными сокровищами и привлекающем миллионы туристов, на выставке про обман зрения толпился народ. Тем более что график работы выставочного пространства продуман великолепно: без традиционных перерывов на обед, до позднего вечера, практически без оглядки на выходные и праздники. Но, конечно же, Палаццо Строцци привлекает туристов не только графиком работы — в программе громкие имена и эффектные темы. Чтобы удовлетворить всем правилам выставочного маркетинга, кураторы готовы пойти на хитрые уловки — а что делать, с такими-то соседями.

Итак, следите за руками — никакой Тициан ни на какой выставке не может оказаться лишним. Тем более великолепный портрет архиепископа Филиппо Арчинто из Филадельфийского музея искусств, прекрасно иллюстрирующий античный анекдот о художниках Зевксисе и Парасии: один сумел привлечь художественным виноградом птичек, другой ввел в заблуждение коллегу накинутым на картину иллюзорным покрывалом. Но даже в отделе выставки, названном «По следам Зевксиса и Парасия», шедевр Тициана никак не вписывается в концепцию обмана зрения. Как, впрочем, и виртуозные изображения св. Иоанна Баптиста Паоло Веронезе из галереи Este в Модене и св. Марка Евангелиста Андреа Мантеньи из Франкфуртского Штеделевского института.

Но не творения великих представляли выставку зрителю на плакатах. В дни ее работы на каждом флорентийском углу из рамы лез мальчик с выпученными глазами — «Убегая от критики» испанского художника Пере Борелля дель Казо. И правильно лез. Рама — главная героиня разных разделов выставки. Были здесь и якобы засунутые за рамку карты, и официальное уведомление, объясняющее отсутствие изображения в паспарту, и вываливающиеся из пространства картины предметы.

Художественный обман в значительной части — милая шутка. В обилии представленные на выставке пуговички с романтическими записками, столики с интарсиями — разложенными картами и расписанными счетами, фальшиво расколотая тарелка с забытой на ней открыткой — простодушные забавы для всегда готовой обманываться публики. Путеводным принципом кураторы избрали слегка устаревший, но органичный для Флоренции — формальный: видовые композиции, автопортрет и пейзаж, махинации с материалами, вводящая в заблуждение пластика. В подобных определениях грани между иллюзией и натурализмом не существует. Игрушку отличить от полезной вещи иногда удается лишь по месту хранения — восковые модели растений попали на выставку из городского Музея натуральной истории. Керамический натюрморт из капеллы Тайной Вечери в Сакромонте — сыр, раки, яблоки, селедки, вареные яйца.

Патриотическое чувство подсказывает упрек проделавшим немалую работу кураторам, которые все же не дошли до наших палестин: не хватает на выставке Федора Толстого с его на редкость правдоподобными капельками воды и насекомыми. Но гораздо больше удручает — как на множестве других выставок совершенно необязательное интерактивное завершение экспозиции. Не слишком изобретательные аттракционы демонстрируют новейшие достижения в области обманок. Трудно понять, что это: ярмарочный балаган или урок физики в специализированной школе.