Алексей Кутковой

Коллекционирование старинных часов сродни редкой и неизлечимой болезни. И эти милые сердцу собирателя механизмы, как и всякие предметы искусства, требуют реставрации. Часы нуждаются в том, чтобы их разобрали, почистили, снова собрали, смазали и отрегулировали. Но даже для этой самой элементарной из всех возможных манипуляций лучше найти действительно хорошего специалиста. Ведь часовые пружины «устают», становятся ломкими, теряют первоначальную упругость. Старые рубиновые камни могут просто рассыпаться в пыль. Стрелки только и ждут подходящего момента, чтобы от неосторожного движения сломаться. А эмалевые циферблаты капризны до того, что, попробовав отчистить едва заметное пятнышко, запросто получишь трещину с «восьми» до «трех»…

Самый простой и наиболее разумный подход при реставрации старинных часов – восстановление их функциональности. Но даже с этим справится далеко не каждый часовой мастер, привыкший ремонтировать современные часы, и не удивляйтесь, если найденный вами специалист откажется от работы – она выходит за пределы его квалификации.

С большинством часовщиков имеет смысл говорить только об обслуживании и ремонте простых механизмов. Для восстановления сложного механизма – хронографа, календаря, репетира или часов с боем – придется поискать стоящего мастера. В нашей стране мастеров такой квалификации немного, но стоит проконсультироваться у тех, кто в этом деле смыслит, например, у хранителей башенных часов Московского Кремля, у Михаила Гурьева из Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа, у Виктора Латанского, в сервис-центре «Омега», в мастерских «Секунда» и «Верное время». Скорее всего найденный вами часовой мастер согласится ликвидировать проблемы и с корпусом часов, если они не очень серьезные. Он сможет выправить вмятины, приладить отстающие либо просто отвалившиеся крышки «карманников», отполировать до блеска металлический корпус, восстановить слезшую позолоту, подобрать или изготовить новое стекло. Что там говорить, сколько старинных часов – столько и проблем, все не перечислишь. Например, в изготовленных в начале XIX века для китайского рынка часах швейцарской фирмы «Бове», за реставрацию которых взялся питерский Центр реставрации часов, отсутствовали стрелки, стопор заводного барабана и заводной ключ. Сначала потребовалось спроектировать все эти детали на компьютере, затем вырезать на фрезерном станке и отделать их вручную с применением полировки и воронения.

Вообще в планировании реставрации часов приходится полагаться на собственное понимание того, какими типами работ придется ограничиться и каких мастеров выбрать для тех или иных работ, так как многопрофильных специалистов, которые в состоянии произвести все необходимые манипуляции одинаково хорошо, попросту не существует. Знаток сложнейшей часовой механики и реставратор деревянных корпусов – далеко не одно и то же. Поэтому для проведения работ, выходящих за пределы компетенции часовщика, например, реставрации деревянного корпуса напольных или настольных часов, стоит обратиться к хорошему краснодеревщику, для восстановления утраченных драгоценных камней – к ювелиру. Очень непростой вопрос – реставрация эмалевых циферблатов, так как в большинстве случаев эмаль реставрировать не удается и эмалевые детали просто «залечивают» смолами либо лаками. Иногда мастеру приходится проводить целые детективные расследования, устанавливая по отдельным уликам, что наворотили безымянные мастера, чинившие часы лет сто назад. Например, восстанавливать настоящую марку изготовителя, которую когда-то, стараясь угодить клиенту, реставратор убрал с циферблата. Известен анекдотический случай, когда неизвестную ему эмблему швейцарской марки IWC часовщик заменил на более, с его точки зрения, подходящую (но на деле гораздо менее престижную) Longines.

Следует заранее быть готовым к тому, что серьезная реставрация часов может обойтись дороже, чем такой же экземпляр в хорошем состоянии. Поэтому браться за нее стоит, только если речь идет о вещах музейного и коллекционного уровня или семейных реликвиях.

Действительно, высококачественные услуги по реставрации часов коллекционного или музейного уровня оказывают швейцарские часовые марки: берутся они, разумеется, за вещи своего же производства. Но это если вам повезло и фирма, выпустившая ваши часы, просуществовала до наших дней. Есть и другие варианты, например, швейцарская часовая фирма Parmigiani Fleurier, которую основал Мишель Пармиджани, один из лучших специалистов в мире по реставрации часов. Реставрационное подразделение Parmigiani Fleurier работает с лучшими собраниями часов мира, включая музейные. Например, недавно им удалось отреставрировать императорское пасхальное яйцо «Павлин» производства Фаберже из коллекции Фонда Maurice-Yves Sandoz, заставив миниатюрного павлина, созданного Фаберже в честь знаменитых эрмитажных часов «Павлин» Джеймса Кокса, ходить и даже распускать хвост. Для того чтобы вернуть птице подвижность, пришлось работать с каждым филигранным перышком по отдельности, заново придавая ему задуманную при изготовлении форму. Сейчас в Parmigiani находятся в работе знаменитые часы – музыкальный автомат из коллекции музея Patek Philippe, изготовленный в начале XIX века женевской фирмой Freres Rochat. Часы выполнены в форме дуэльного пистолета: он выстреливал миниатюрным соловьем, который к тому же еще и пел. Оперение соловья пришлось восстанавливать, используя перья колибри. Миниатюрные мехи тоже нуждались в ремонте, поскольку прохудились за два века использования. Специалистам известно о существовании всего восьми экземпляров таких пистолетов.

Владельцу часов мастера-реставраторы отдают не только восстановленный шедевр, но также и подробную документацию, фиксирующую ход работ, в которой собраны фотографии и описание каждого этапа реставрации. Этот подробнейший отчет может потребоваться при последующих реставрациях – ведь даже лучшие часовщики не могут остановить время, которое с такой точностью отмеряют драгоценные тикающие механизмы.