Бернхард Шульц

Немецкий музей архитектуры, Франкфурт-на-Майне, Германия 30 января – 14 марта 2010

Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне открыли в 1984 году. Тогда же в нем начали проводить биеннале «Рисуют молодые архитекторы». Двадцать пять лет назад компьютерная эра уже началась, но архитекторы еще рисовали. Теперь биеннале закончила свое существование: члены жюри окончательно разошлись во мнениях, что можно считать рисунком, а что нет, поскольку наступили времена, когда любое графическое произведение можно создать с помощью компьютерных технологий.

И вот именно сейчас архитектор Сергей Чобан представил в музее Франкфурта выставку своих рисунков, а также рисунков из своей коллекции. Некоторые местные архитекторы, говорят, сильно осерчали, что их коллега, использующий столь допотопные средства выражения, получил доступ в музей, который со дня основания считался флагманом прогресса. Даже само его здание было спроектировано ныне покойным Освальдом Матиасом Унгерсом в духе модного тогда постмодернизма. Музей всегда поощрял новые течения, новые технологии, поиски новых форм.

И вдруг такое! Сергей Чобан — мастер рисунка, он рисует сам — карандашом, чернилами, акварелью. Часто, чтобы подчеркнуть свою приверженность традиции, он выбирает объектом изображения исторические здания. Так что в его работах во множестве колонны и купола, арки и портики. На рисунках Чобана мы видим римский собор Святого Петра, заново отстроенную после войны церковь Святой Девы Марии в Дрездене, венецианскую Санта-Мария-делла-Салюте. Значительное место в графике Чобана занимают виды его родного города — Санкт-Петербурга. Там он родился в 1962 году, окончил Академию художеств, оттуда уехал в Германию, чтобы стать необычайно успешным архитектором.

Манеру Чобана рисовать можно назвать академической. Именно это и раздражает его критиков, которые презирают академизм, подобно тому, как в 1910-е модернисты презирали Бозар. Конечно, причислить Чобана к традиционалистам никак нельзя. Если внимательно присмотреться к его работам, становится понятно, что он плоть от плоти современного искусства. Он смотрит на мир весьма печально, особенно это заметно в его графических фантазиях о затопленных городах, тесно связанных с петербургским мифом. В серии «Белые ночи» Петербург предстает уже в привычном облике, художник смотрит на него с воды, мы видим гладь каналов, ограды набережных, вазы и арки, купол Исаакиевского собора на фоне серого неба, и вдали, в дымке, посреди Невы, шпиль Петропавловской крепости.

Чобан ведет открытый диалог со старыми мастерами, рисунки которых он собирает. В коллекции архитектора мастера ведуты XVIII века: Галли Бибиена, Филипо Джувара, Джакомо Кваренги. А также летящая фантазия Шарля Мишель-Анж Шаля (1719–1788) в его замечательных свободных композициях коричневыми чернилами. А еще потрясающие виды Невы, в которых главная роль отведена не архитектурным шедеврам на ее берегах, а многочисленным судам в ее водах.

Традиция возродилась — и продолжается. Так надо было назвать эту выставку, напоминающую зрителям, что не компьютеры создают архитектурные шедевры. Творческий процесс всегда будет принадлежать творческому сознанию и в неменьшей степени — искусной руке.