Карина Караева

Берлин, Германия 2–7 февраля 2010

Проблема времени имеет множество визуальных модификаций, их и представляет фестиваль Transmediale, проходящий каждый год в Берлине. Тема Futurity Now! позволяет по-новому представить его визуальный образ будущего.

Экспозиция включает несколько интерактивных инсталляций. Работа Кена Ринальдо из США Paparazzi Bot состоит из двух подиумов с видеокамерами. Они следят за публикой, проходящей мимо, а некоторые лица показывают крупным планом. Здесь представлено ожидаемое будущее. После того как объектив запечатлел лицо зрителя, оно теоретически может появиться в газетах, журналах, в телевизоре. Простой человек может прославиться.

Японский художник Риохи Икеда в своей работе data.tron также расширяет возможности современных средств фиксации реальности. Художественный манифест состоит из знаков своеобразного компьютерного алфавита. Цифры выстраиваются в бесконечное изображение. Данные компьютера, утрачивая свои прямые функции, превращаются в образ. В будущем нас ждет цифровая революция, впрочем, оно уже практически стало настоящим.

Иветт Маттерн из США заинтересовалась традиционным образом радуги. На видео Маттерн протянувшись от восточного к западному Берлину радуга опередила будущее, которое спустя 20 лет после падения стены так и не было исторически детерминировано.

В работе немца Юлиуса фон Бисмарка The Space Beyond Me, несмотря на тотальность использования новых технологий, таких как фосфоресцентное трехмерное изображение, цифровая проекция, автор добивается почти ностальгического эффекта. Материал, снятый на шестнадцатимиллиметровую камеру, рассматривается сквозь призму нескольких пейзажей.

Продолжая тему пейзажей, австриец Гебхард Зенгмлюллер предложил собственную камеру-обскуру, если бы она существовала в век передовой цифровой технологии. Традиционное линейное развитие образа в компьютерной системе разбивается на множество пикселей, вместе они способны реагировать на любое малейшее изменение состояния окружающей среды.

Другие формы будущего смоделированы на Transmediale в видео и кинопрограммах. Так, например, в программе Short Fiction были продемонстрированы работы, затрагивающие тему параллельной реальности. Начиная с 1950-х годов будущее стало активно реализовываться в кино. На экранах появляются космонавты, инопланетяне и т.п. Это были крупнобюджетные фильмы, но по-голливудски наивные. Позднее в футурологическое кино пришел китч. Например, на фестивале показывали фильм Курта Майтцига 1959 года, выдержанный в этой стилистике. Фильм рассказывает о возможностях завоевания новых космических пространств. Уже значительно позднее Бьорн Мельхус, копируя стилистику этих фильмов, создает работу «Капитан», построенную исключительно на диалогах и монологах о космосе.

Не обошлась программа и без очевидного трэша: Изабелл Шпенглер в видео Permanent Residents специально шьет комические костюмы, выбирает статистов, которые разбредаются по городу, перенося заболевание, под условным названием alien.

Тема другого касается всех программ Transmediale: так, работа «Бернадетт» английского режиссера Дункана Кэмпбелла посвящена историческому аспекту времени. Фильм посвящен жизни политической активистки из Северной Ирландии Бернадетт Делвин. Этот фильм — чистый гражданский жест, в нем нет медиаэкспериментов. Но он тоже связан с проблемой времени.