Сурия Садекова, Париж

Маастрихт, Нидерланды 12 марта – 21 марта 2010

В этом году TEFAF, главная ярмарка в мире, определяющая настроение всего антикварного сообщества, закончилась на бравурной ноте. Год назад тоже все остались довольны, но тень кризиса, накрывшая арт-рынок, мешала радоваться в полную силу. Год спустя стало очевидно, что кризис практически не затронул художественный рынок. Произошли некоторые рокировки, смена ориентиров, например, несколько упали продажи современного искусства, зато резко поднялся спрос на графику. Баланс сохранился.

Так что TEFAF-2010 уже ничто не мешало вкушать привычный успех. Дела задались с самого начала. Маршанов всех областей и направлений больше всего обрадовало массовое возвращение американских коллекционеров, которые активно совершали покупки. Правда, пессимисты утверждают, что явление это временное. Просто несколько коллекционеров очнулись от кризиса, купили себе новые резиденции и присматривают к ним достойную обстановку. Русские в этом году TEFAF манкировали, чем сильно разочаровали галеристов. Хотя в Маастрихте наши соотечественники и не числятся в рядах самых деятельных покупателей, но видеть здесь их всегда рады. Столь же равнодушно отнеслись к ярмарке и французы. По их мнению, салон скучноват. Всегда одно и то же, разве что меняется цвет тюльпанов, скандалов нет никаких.

В этом году, как и прежде, выбор произведений высокого качества был велик. Конечно же, рынок откликнулся на недавний рекорд Альберто Джакометти (см. «Артхроника» № 3, 2010). И только ленивый не вынул из загашника свой вариант «Шагающего человека». «Таитянки» Поля Гогена перекочевали прямо из аукционного зала на стенд галереи Dickinson ($25 млн). Эта же галерея выставила картину Никола Пуссена, художника, редкого на рынке. За него галерист надеялся выручить $12 млн, но, по мнению экспертов, эта слабая работа классика на такую цену не тянет. Американская галерея French & Co наконец рассталась с идеей пристроить сомнительного Ивана Шишкина в хорошие руки за $4 млн и на этот раз привезла вместо Шишкина портрет кисти Джузеппе Арчимбольдо, который пользовался успехом, но пока не нашел покупателей.

Раздел декоративно-прикладного искусства на TEFAF продолжает огорчать. Ряды галерей, привозящих предметы XVIII века, редеют. В этом году от участия отказался один из сильнейших представителей этого раздела — монакская галерея Adriano Ribolzi. И если в прошлом году удачным оказался раздел дизайнерской мебели и предметов эпохи ар-нуво, то в этом году тема почему-то развития не получила. Единственной заметной мебельной продажей оказался письменный стол эпохи Людовика XVI, представленный галереей Perrin Antiquaires. Дизайнерская мебель тоже находила покупателей, но ажиотажа, как раньше, не вызывала. Но в данном случае предложение определяет спрос, а не наоборот.

Хитом раздела современного искусства стали произведения Дэмиена Херста. В кризис цены на его работы рухнули более чем на 80 процентов, но в Маастрихте он оказался в центре внимания. Его свинки в формалине, предлагаемые британской галереей Haunch of Venison за €12 млн, вызвали какой-то не­естественный ажиотаж. Произведение Херста называется HNWI, то есть Hight Net Worth Individuals: так в ежегодном докладе о состоянии художественного рынка, который готовит по заказу TEFAF Клэр Макэндрю из Arts Economics, именуются те, кто располагает ежегодным доходом не менее чем миллион долларов.Сурия Садекова, Париж