Евгения Гершкович, «Мезонин»

Галерея «Проун», Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/6, Москва 27 февраля – 11 апреля 2010

«Проун» последнее время заел быт: то выставят на обозрение стулья («Сидеть»), то двери («Вход-Выход»), то ковры с вышитыми рушниками («Рукоделие»), а то санки («Салазки»). Таким образом галерея, по-видимому, повторяет опыт, известный из истории отечественного авангарда. В 1920-е многие художники от умозрительного и отвлеченного искусства устремились в искусство производственное.

«Довольно изображать, пора строить!» — под таким девизом левые художники отправлялись на фабрики проектировать мебель и ткани для новой жизни, а ВХУТЕМАС экстренно набирал студентов на дерметфак, образовавшийся при слиянии деревообделочного и металлообрабатывающего отделений. Стране нужны были конструкторы и дизайнеры. Именно о рациональном и функциональном повествует выставочный проект «Планы на будущее». Для наглядности избран вспомогательный, можно сказать, промежуточный, жанр проектной графики. Кстати, этот вид графики всегда был на удивление созвучен общестилевой ситуации: по перспективам и отмывкам с безошибочной точностью можно определять эпоху, в которой жил и творил архитектор. Тем более, если за проектное дело брался художник, с колес перешедший от отвлеченной геометрии к конкретным заданиям.

Проект военной комнаты Красного театра Анны Лепорской, верной ученицы Казимира Малевича, визуально ничем не отличается от беспредметной композиции. Украинский авангардист Василий Ермилов мыслит интерьер Дворца пионеров и октябрят в Харькове не иначе как в овалах и эллипсах, цветовой комбинации свободных форм, структур, плоскостей. На рисунках Николая Суетина с первого взгляда нельзя узнать стулья, кресла и гардеробы, кажется, что там изображены архитектоны или супрематические города. Элегантное бело-красно-черное колористическое решение абстрактной комнаты Ильи Чашника смотрится абсолютным предвестием ар-деко. Хотя были образцы и более рутинного подхода к технической задаче. В чертеже для типового деревянного шкафа Яков Чернихов выказал дотошность, учтя все: узкие отделения для заклепочника, ресфедера, штангенциркуля, не забыв даже про ящички для оранжевого и зеленого мелков.

«Чтоб я так жил!» — воскликнет всякий, взглянув на акварельный фор-эскиз 1947 года типового номера гостиницы на Ленинских горах Бориса Иофана, уж больно это по-современному буржуазно. Только эта роскошь за массовый быт уже не агитировала.

Безусловный герой экспозиции — Александр Родченко. Ради одного только эскиза декораций комнаты репортера-нотовца Васильчикова к фильму Льва Кулешова «Журналистка» стоило затевать выставку. Самоубирающаяся кровать, универсальный лабораторный стол со встроенной радиоточкой…
И, как принято в «Проуне», архивный материал сопоставлен с современностью. Правда, сегодня проектная графика всякую актуальность утратила, а рисунки архитектора воспринимаются как эстетство. Так что Юрий Аввакумов представлен в экспозиции объектом — футуристической этажеркой для книг.