Александр Извеков, Брюссель — Москва

WIELS Contemporary Art Center, Брюссель 16 января – 25 апреля 2010

Феликс Гонзалес-Торрес, кубинец-эмигрант, культовая фигура латиноамериканского искусства и американской художественной сцены. Трагические эпизоды жизни — смерть его партнера Росса и его собственная смерть в 38 лет от СПИДа, — сделали его иконой в мировом гей-сообществе. В 2007 году в павильоне США на Венецианской биеннале состоялась посмертная выставка художника. Это был второй случай в истории биеннале, когда в национальном павильоне было представлено наследие покойного автора. Нынешняя выставка Гонзалеса-Торреса проходит в залах Центра современного искусства WIELS, открывшегося в 2007 году. После Брюсселя в июне экспозиция отправится в Beyler Foundation в Базель, а в конце года — в Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне.

Название выставки отсылает к самому известному художественному приему Гонзалеса-Торреса: зрителю он предоставлял возможность взять с собой фрагменты некоторых инсталляций, например, печенье и конфеты или плакаты, специально сложенные стопками. Пока выставка открыта, эти «демократичные произведения искусства» могут или все время восстанавливаться, или раздариваться до окончательного исчезновения. По словам Нэнси Спектор, куратора Музея Соломона Р. Гуггенхайма, «видимые как статичные объекты, его инсталляции напоминают цельность и пластику скульптуры, но метафорически они ближе к фототиражу». Подразумевается то, что большинство работ Гонзалеса-Торреса не имеют оригинала, так как до печати его произведения на бумаге существуют лишь в виде негатива, с которого может быть сделано бесконечное количество копий, а другие работы существуют лишь как инструкции для их воспроизведения. Свою позицию сам автор объяснял так: «Я нуждаюсь в зрителе, нуждаюсь во взаимодействии со зрителем. Без публики мои работы — ничто, она мне необходима, чтобы закончить произведение».

Размышляя о нестабильности формы, куратор Елена Филипович предложила новый формат показа. Через некоторое время после открытия выставки экспозиция полностью сменяется. Место работ Гонзалеса-Торреса должны занять произведения художников, на творчество которых он повлиял. В Брюсселе этим художником стал Дэн Во, в Базеле – будет Кароль Бувэ, а во Франкфурте — Тино Сегал.

Для брюссельской редакции выставки Филипович собрала сорок шесть произведений. Дэн Во радикально перестроил экспозицию, оставив в своей версии всего семнадцать работ. В ней он делает акцент на теме путешествия, очень важной для Гонзалеса-Торреса. Во создал медитативное пространство выставки-путешествия, которое соответствует принципу Гонзалеса-Торреса — «сделать это место лучшим местом для каждого». Сквозным мотивом этого путешествия Во сделал два произведения — «Без названия (Паспорт)» и «Без названия (Паспорт II)». В первом случае это чистые листы бумаги, готовые принять на себя любые отметки и знаки. «Без названия (Паспорт II)» — стопка буклетов с фотографиями птиц. Гонзалес-Торрес постоянно обращался к образу летящей птицы. Давая своим работам разные подзаголовки, он открывал бесконечные возможности для интерпретации.

Финалом выставки становятся два канонических произведения — «Без названия (Идеальные любовники)» и «Без названия (Плацебо)». Поместив их на лестнице, являющейся, по сути, черным ходом выставочного зала, Во тем самым делает забредшему туда случайному зрителю неожиданный подарок в духе самого Гонзалеса-Торреса, с нежностью относившемуся к неочевидным местам для показа своих работ.