Сергей Хачатуров

Центр современной культуры «Гараж», Москва 5 марта – 24 мая 2010

Выставки претендуют поддержать планку презентации contemporary art, заданную на Московской биеннале Жан-Юбером Мартеном. Обе посвящены исследованию реакции современного российского искусства на авангард начала XX века. Первая — «Футу­рология» — подготовлена французским куратором Эрве Михайловым, который заостряет два аспекта художественной практики русских авангардистов: левацкий научно-фантастический эксперимент и соотношение абстрактного и фигуративного сквозь призму творчества Казимира Малевича.

Экспозиция структурирована как двухчастная («Наука и фантастика» и «Изменения и Постоянство»), но собранные опусы иногда сопротивляются жесткой композиционной схеме, все вместе смотрится несколько аморфным. Пластическая режиссура выставки явно уступает мартеновской. Но несколько объектов участвуют в содержательной пространственной игре, вступают в диалог с архитектурой великого Мельникова («Роща» Ирины Кориной, «Тишина» Петра Белого). Большинство работ упрятано в замкнутые компартименты и индифферентны не только к драматургии выставки в целом, но и к своим ближайшим соседям. Собственно выставка превратилась в демонстрацию отдельных более-менее удачных работ на тему «Авангард и мы». Как обычно в таких случаях, смыслы вращаются вокруг самых общих топосов: Андрей Молодкин залил нефтью трубки, скомпонованные в форме то ли архитектона, то ли высотки конца 40-х, группа «Электробутик» свернула спираль татлинской башни Третьего интернационала из муляжа айфона, Сергей Бугаев (Африка) поименовал наполненный робкими подражаниями беспредметничеству павильон в виде креста «Храмом духа супрематизма».

Впрочем, одно интересное наблюдение сделать можно: пластическая традиция сегодня существует на перепутье от grand art авангарда к grand art советского неоклассицизма. Опусы Павла Пепперштейна, Владимира Федорова и группы «Россия», Ивана Плюща и некоторых других стали любопытной импровизацией на эту тему. Есть на выставке и два подлинных шедевра. Видео Виктора Алимпиева «Слабый Рот Фронт», в котором представлено пантомимическое эссе о философии «слабого кулака» — не агрессии, но единения. И видеопроект Ольги Чернышевой, где на множестве экранов развернута своеобразная визуальная поэзия — пластические этюды на тему движения, статики, пространства и времени, бесхитростные, но мудрые, как восточные афоризмы.

Вторую выставку с заезженным названием «Русские утопии» подготовили два российских куратора Юлия Аксенова и Татьяна Волкова. Выставку предполагается сделать двухчастной во времени: опусы более чем сорока художников (от Дмитрия Александровича Пригова и Бориса Орлова до групп «Куда бегут собаки» и «ПГ») разделят примерно поровну и покажут последовательно в течение двух с половиной месяцев в соответствии с двумя тематическими блоками «Посвящения: на руинах великих утопий» и «Будущее отсюда». Судя по первой выставке, кураторы рассматривают свою работу как школу освоения азов выставочной режиссуры. Проекты собраны по принципу условного соответствия общим понятиям: археология будущего, футуроретроспективизм, утопия и атопия. В общем, все правильно. Однако темы скорее номинируются, нежели развертываются. Диалог представленных работ не выстроен так, чтобы открывались новые смыслы. Возможно, для широкой публики просветительская миссия экспозиций важна. Профессиональное же сообщество вряд ли обогатится сильными впечатлениями.