В июне в рамках XII Медиа Форума в Москве пройдут несколько показов и две крупные выставки, сначала в ММСИ, затем — в «Гараже». С лекциями о медиа-арте выступят Фиона Тан, Айзек Джулиан и Лесли Торнтон. Среди приглашенных художников такие громкие имена, как Дуг Айткен, Харун Фароки, Гари Хилл и многие другие. Для того чтобы можно было поговорить со звездами медиа-арта на одном языке, «Артхроника» составила небольшой словарь.

А

Аудиовизуализация
Разные способы взаимовлияния звука и изображения. Их исследованием увлекался, например, Брайан Ино, создавая саморегулирующиеся фонооптические пейзажи, где картинка меняется в зависимости от изменения высоты звуковых частот. В этом направлении продолжает работать японский музыкант
Риодзи Икеда.

В

Взгляд гетеросексуального белого мужчины
Считается, что все голливудские фильмы сняты с властной и оценивающей позиции белого мужчины-натурала (white straight male gaze). Видеохудожники разных рас и ориентаций увлечены работой по разоблачению и преодолению этой позиции. Например, художник Айзек Джулиан снимает работы о гомосексуальной и черной культурах, являясь представителем обеих.

Видеоскульптура
Видеоарт никогда не сводился к ровной плоскости стены. Трехме ные видеоскульптуры делал уже Нам Джун Пайк в середине шестидесятых. С тех пор выдумали бессчетное количество способов совместить проекцию и объект: взять хотя бы Тони Оуслера с его видео шалтай-болтаями, напоминающими гигантские космические картофелины.

Восьмибитка
Музыка или анимация, сгенерированная на старом восьмибитном процессоре или стилизованная под таковую. Особенно восьмибитной эстетикой увлекается поколение, выросшее на примитивных игровых приставках 1980-х – начала 1990-х.

Время на входе и время на выходе
Или input time / output time — понятия, введенные Нам Джун Пайком, чтобы различать время съемки, время просмотра и внутреннюю хронологию записи. В кино благодаря монтажу и сюжетным приемам время на выходе не равно времени на входе. Видео же часто старается избежать повествовательных поворотов и монтажных склеек, а время, потраченное на съемку и на просмотр, часто совпадает.

Г

Глобальная деревня
Пророческий термин отца медиатеории Маршалла Маклюэна, который уже в 1960-х знал, что электронные каналы передачи информации объединят общество в единую сеть. Позже он стал называть ее «глобальным театром», провидя роль, которую в этой деревне будут играть зрелища.

Д

Документальность
Видеохудожники могут показывать реальность без подтасовок и прикрас, так свойственных телевидению и кино. Классический пример — проект немецкого коллектива TeleWissen «Народная документа». Съемку уличного видеоопроса тут же показывали его участникам на экране. Конечное видео насчитывало шесть часов намеренно сырого материала.

Documenta 6
«Документа» 1977 года под номером 6 известна как медиа-«Документа». Ее открытие транслировалось из Касселя в прямом эфире, а Йозеф Бойс и Нам Джун Пайк провели телеэкскурсию по экспозиции. Было выставлено 13 видеоинсталляций и открыт видеобар, где можно было посмотреть работы 50 художников.

З

ЗТМ
Сокращение позаимствовано из сценарного дела и расшифровывается как «затемнение». Билл Виола, например, в работе «Ангельские врата» использует затемнение как метафору умирания и небытия: падающий с дерева плод, горящая свеча, семья, весело позирующая фотографу, по очереди медленно погружаются в темноту.

Замкнутая цепь
Интригующее художников свойство видеоизображения — его немедленная доступность. Проявлять и печатать пленки не нужно, картинку можно пустить с камеры прямо на экран. Реальность и ее видеокопия существуют одновременно, камера и мгновенно транслирующий изображение монитор образуют замкнутую цепь или closed circuit.

К

Красить картинку
Выражение из сленга кинематографистов: видеохудожники тоже не прочь прибегнуть к цветокоррекции, чтобы придать картинке индивидуальную колористическую интонацию. Можно, например, «выкрутить зеленый» или «сделать сепию».

Крупняк
Он же крупный план. Вито Аккончи, записывавший на пленку свои перформансы, считал крупный план сутью видеоискусства, тогда как кино, по его мнению, смотрит на вещи с некоторого расстояния, как на пейзаж: «Видео — это и есть крупный план, точка, в которой лицо зрителя встречается с моим лицом на экране».

Кухня
Kitchen centre — первая экспериментальная площадка, предназначенная для показа видео и перформанса. Ее основала в 1971 году семейная пара Вуди и Штейны Васюлка на кухне отеля на Бродвее. К 1976-му годовой бюджет «Кухни» составлял $200 000, половина этих денег поступала от государства.

Л

Лаборатория устаревших видеосистем
Видеоарт существует уже 50 лет, за это время ушло в небытие множество информационных носителей. Давно забытые проигрывающие устройства собраны в уникальной лаборатории по реставрации видео, которая находится в Центре искусств и медиатехнологий Карлсруэ.

Лоу-энд
Завороженность мира рекламы высокими технологиями, картинкой, которая «выглядит дорого», породила реакцию со стороны художников. Возник медиавариант арте повера: работы, намеренно произведенные на дешевом или устаревшем — то есть лоу-энд — оборудовании.

Луп
Или попросту петля: как правило, видео в галерейном пространстве закольцовано, так что просмотр можно начинать в любой момент. Это отличает видео от кино, которому свойственны линейность и конечность.

М

Медиа Форум
Организован «МедиаАртЛаб» в рамках Московского международного кинофестиваля для актуализации видеоарта в России. В 2011 году кураторами Медиа Форума стали Ольга Шишко и Кирилл Разлогов, продюсером выставок — Елена Румянцева.

Мокьюментари
Документальное видео давно выставляется как произведение искусства. А где есть «докьюментари», там появляется и «мокьюментари» — издевательская подделка под документальную достоверность.

Н

Найденные кадры
Иначе found footage — использование уже кем-то сделанной съемки, будь то чья-то семейная хроника или старые голливудские фильмы. Из found footage смонтирована монументальная инсталляция немецкого видеохудожника и документалиста Харуна Фароки «Глубокая игра». Она полностью состоит из кадров чемпионата мира по футболу 2006 года.

О

Отставание
Оно же «дилэй», оно же «временной лаг». Рождается в замкнутой цепи, когда картинка поступает с камеры на монитор с задержкой. В инсталляции «Комната с отставанием» Дэна Грэхема публика видела на экранах то, что происходило в том же помещении восемь секунд назад. С помощью лага Грэхем фрустрировал зрителя,
искажая его чувство времени.

П

Партизанское телевидение
Как только видео стало общедоступным, начали возникать отряды борцов с тоталитаризмом капиталистического телевещания. В 1980-е одним из первых таких видеоколлективов был Paper Tiger Television. Его участники снимали альтернативные новости и разоблачали крупные СМИ как трансляторов воли правящего класса.

Портапак
Sony Portapack — легендарная камера, с которой начался видеоарт. На это первое портативное записывающее устройство в 1965 году Нам Джун Пайк снял проезд Папы Римского Павла VI по Нью-Йорку и тем же вечером показал запись друзьям в кафе, что ознаменовало рождение нового вида искусства.

С

Сайт-специфик видео
Видео, снятое специально для места, в котором будет показано. Мастер в этом деле — американец Дуг Айткен. Самую грандиозную работу — «Лунатики» (Sleepwalkers) — заказал ему нью-йоркский МоМА. По вечерам на фасадах музея и близлежащих зданий появлялись циклопические проекции, снятые по случаю фильмов об одной ночи из жизни нью­йоркцев.

Секонд-лайф
«Вторая жизнь» — онлайн-игра. Ее безграничные просторы давно облюбованы художниками. Китаянка Цао Фей сняла фильм о романтических видеоприключениях своего аватара и выстроила на базе игры целый город, в котором недвижимость покупают коллекционеры. На территории игры функционирует примерно 600 галерей, как виртуальных, так и имеющих офлайн-филиалы.

Сплит-скрин
Прием, разбивающий экран на несколько сегментов, в каждом из которых картинка существует независимо. Энди Уорхол с его страстью к серийным изображениям часто прибегал к такому умножению видеорядов в рамках одной проекции, например, в своем знаменитом фильме Chelsea Girls.

Т

Телевизионная галерея
Использовать телеэфир как выставочное пространство придумал в 1968 году немецкий художник и продюсер Герри Шум. Для своей телегалереи он снял работы Роберта Смитсона, Уолтера де Марии и других, озаглавив это видео «Лэнд-арт». Оно транслировалось по немецкому телевидению и дало название художественному течению.

Телеприсутствие
Возможность присутствовать где-то, физически находясь при этом в другом месте. Бразильский художник Эдуардо Кац в клетку с тридцатью живыми попугаями посадил попугая-робота с камерами вместо глаз. Надев шлем-экран, на который поступало изображение с камер, можно было почувствовать себя томящейся в неволе птичкой.

Тираж
В 1980-х кассеты с видеоартом были дешевы и выпускались неограниченным тиражом. Но в последние 15 лет видео стало предметом собирательского интереса, и тиражи резко сократились. Каждая копия (сегодня покупатели получают ее, как правило, вместе с плеером) сопровождается номерным сертификатом и может стоить несколько десятков тысяч долларов.

У

Универсальный видеосинтезатор
Очередное изобретение Нам Джун Пайка. Этот синтезатор открыл ряд докомпьютерных видеоустройств, позволяющих создавать видео без входящего с камеры сигнала. На нем играли в реальном времени, как на пианино. Впервые этот огромный аппарат задействовали в четырехчасовой трансляции, под музыку «Битлз» микшируя на нем изображения с видеокассет.

Х

Хактивизм
Вместе с видео-, радио- и другими активизмами входит в ряд повстанческих медиапрактик, которыми пользуются политически ангажированные художники. Связан со взломом официальных информационных каналов власти и использованием их не по назначению.

Хромакей
В просторечии — «зеленый экран». В кино на его фоне снимается большая часть спецэффектов. Эта технология совмещения кадров часто применяется, чтобы подставить под снятую в студии фигуру нужный фон. Используя хромакей, Нам Джун Пайк мог, к примеру, наложить танец Мерса Каннингема на интервью Сальвадора Дали.

Ц

Цифровая реставрация
Старейшие видеообразцы обветшали уже достаточно, чтобы нуждаться в реставрации. Перегоняя пленки в цифру, видеореставраторы, как и любые другие, заботятся об аутентичности: убирают дефекты, появившиеся от времени, но сохраняют недостатки, изначально свойственные старым носителям, бережно относясь к несовершенству оригинальной резкости и яркости.

Ш

Шов
Или сшивание — важное понятие, перекочевавшее в теорию видео из теории кино, а в теорию кино из психоанализа. Сшивается происходящее на экране и сознание зрителя, которого «спектакль» поглощает настолько, что он перестает осознавать, что всего лишь смотрит кино.

Э

Электронный суперхайвей (инфобан)
Задолго до появления интернета, в 1974 году, Нам Джун Пайк, все делавший и знавший раньше других, предсказал появление скоростных каналов передачи информации. Он назвал их электронными суперхайвеями и сделал одноименную инсталляцию из 313 взаимосвязанных мониторов, заключенных в неоновый контур карты США.

Эстетика видеонаблюдения
Параноидальное порождение сознания современного человека, ощущающего на себе взгляд тысяч видеоглаз. Сегодня съемка «как сквозь камеру наблюдения» — общее место. Но пионеры видеоарта вроде Брюса Наумана и Питера Вайбеля отработали эту тему еще на рубеже 1960–1970-х.

Я

Ярмарка видео
Видеоарт продается на видеоярмарках. Например, на Loop: она проходит с 2004 года в одном из барселонских отелей. Каждой галерее отведен гостиничный номер, видео смотрят сидя на кроватях. Иногда дополнительные проекции размещают в ванных. В 2011-м параллельно с нью-йоркским The Armory Show открылась новая видеоярмарка — Moving Image.