Андрей Ковалев

PinchukArtCentre, Киев 30 октября 2010 – 9 января 2011

Денежный эквивалент основанной Фондом Пинчука премии Future Generation Art Prize составляет $100 000. Кроме того, премия Пинчука позиционирована как событие глобальное и интернациональное: на конкурс было подано 6000 заявок из 125 стран; в финал вышел только один украинский художник (россиян не замечено).

Церемонию вручения премии вел неотразимо фотогеничный Тим Марлоу, причем только на английском, без перевода. В Киев он переместился из Москвы, где вручал премию Кандинского, вместе с членом московского жюри Робертом Сторром. И там они встретились с жюри премии Пинчука, одно только перечисление имен которого способно вызвать священный трепет. Список следует огласить полностью: Ричард Армстронг (Гуггенхайм), Альфред Пакеман (Помпиду), Николас Серота (Тейт Модерн), Даниэль Бирнбаум (Венецианская биеннале-2009), Оквуи Энвезор («Документа-11»), Юко Хасегава (Токийский музей современного искусства), Иво Мескита (Биеннале Сан-Паулу-2008), Экхард Шнайдер (Кунстхауз Брегенц). В таком составе политбюро художественного мира собирается совсем нечасто. По уважительной причине отсутствовал только китайский художник Ай Вайвей, заточенный на родине под домашний арест, но приславший видеообращение, которое было показано на церемонии.

Виктор Пинчук не только стальной олигарх, регулярно попадающий в список Forbes где-то в середине второй сотни. Он также украинский медиамагнат и устроил так, что СМИ не могли пройти мимо информационного повода. И не сделать фотографию прибывших в Киев «самых дорогих художников современности» — Дэмиена Херста, Джеффа Кунса и Такаши Мураками с присоединившейся к ним Миуччей Прада.

Однако среди мирового художественного политбюро наблюдалось некоторое ворчание в сторону этих «трех теноров» современного искусства, лидеров рынка нулевых годов и героев медийных потоков. Поэтому вовсе неудивительно, что ни одного из финалистов премии невозможно было упрекнуть в порочной наклонности к рынку и раздуванию медиального имиджа. Напротив, все финалисты премии подпадают под термин, вброшенный недавно Валентином Дьяконовым применительно к нашим молодым художникам. «Новые скучные» — это явление мирового масштаба. Премию получила самая изощренно «скучная» художница Синтия Марчелле из Бразилии за исключительной красоты видео. На одном из них трактор упорно выписывал в какой-то пустынной местности знак бесконечности.

Премию для молодых талантов получил румын Мирча Николаэ, воссоздавший эволюцию румынских киосков, в компании по производству которых работала его собственная мать. Проект идеально соответствует слогану художественной современности — «Думай глобально, действуй локально!». Приз зрительских симпатий, если судить по дискуссии в блогах, получит единственный во всем этом интернационале гражданин США Рубен Очоа — монументалист, работающий с железобетонными конструкциями. Что же касается моего личного приза, то я бы его отдал Вильфредо Прието, кубинцу, живущему в Испании. На полу лежит аккуратно обрезанный с четырех сторон арбуз, подпись гласит: «Политически корректный». Значение этого объекта мне любезно растолковал представительный охранник, пояснивший, что именно так в современном мире обрубают все личное и индивидуальное. И я с ним полностью согласен.