Елена Федотова, Киев–Москва

Национальная киностудия им. А. Довженко, Киев, Украина 4–12 сентября 2010

Николай Васильевич Гоголь наверняка в гробу перевернулся от того, что происходило на фестивале, носящем его имя. Акробаты на майдане, петух в сквоте, «Таджикс-арт», концерты «Даха Браха» и многое другое — словом, арт-разброд и шатания в массах по площадкам фестиваля. Гогольfest проводится в Киеве уже в третий раз. Кажется, куратору Екатерине Бочавар и основателю фестиваля Владиславу Троицкому было важно устроить массовый праздник. Какой-то специальной темы у Гогольfest’а нет, который год он существует по принципу «Пусть расцветают все цветы», и его концептуальная стихийность играет как в пользу фестиваля, создавая живую атмосферу, так и против него.

На открытие пригласили испанский театр La Fura dels Baus, который устроил эффектное акробатическое и световое шоу в небе над майданом, собравшее огромную толпу киевлян. Акробатические трюки, напоминающие пирамиды советских физкультурников, проходили под аккомпанемент супермодной украинской группы «Даха Браха», соединившей традиции народной музыки с мощной ударной поддержкой, похожей на опыты Марка Пекарского. Пожалуй, театральная программа на фестивале традиционно сильнее художественной, которая по-прежнему местами производит впечатление смотра самодеятельности.

Главной площадкой художественных проектов Гогольfest’а стала Киностудия Дов­женко. Уже почти 20 лет как на киностудии остановилось производство фильмов, и потому она находится в ужасающем состоянии: павильоны заметно обветшали, а некоторые просто в руинах.

Неудивительно, что куратору пришла в голову идея превратить одно из зданий в художественный сквот, куда на несколько дней заселились молодые художники из разных стран. К участию в этом проекте среди прочих пригласили Александра Петлюру — ветерана сквоттерского движения Москвы, организатора Петровского сквота. Тряхнув стариной, Петлюра выдал проект в лучших традициях радикальных 1990-х. Поселившись в сквоте с огромным петухом по имени Федя, он рисовал Федиными экскрементами монументальную роспись «Похищение Украины петухом».

Глядя на обгоревшее здание общежития киностудии, сложно было представить, какие сокровища оно в себе таит. Там показали проект «Видение», премьера которого состоялась в Пермском музее современного искусства. Ставшие классикой фильмы Билла Виолы, Ширин Нешат, Мэтью Барни, Марины Абрамович и других на фоне облезлых стен как минимум производят эффект неожиданности. С другого входа этого же сарайчика демонстрировались фильмы Евгения Юфита.

Вообще иногда создавалось впечатление, что художников выгнали на субботник, чтобы приукрасить руины киностудии. Группа «МишМаш» при участии Ирины Кориной устроила нечто вроде арт-клумбы, засадив небольшой скверик растениями. Жанна Кадырова прошлась кистью по скульптурным клумбам, украшавшим вход в один из павильонов. Поблизости открылась выставка памятников Шевченко, осовремененных художниками. Ростан Тавасиев украсил Шевченко плюшевым осликом, группа Recycle сделала свою реплику памятника из зеленой строительной сетки. Перформанс «Таджикс-арт», повторявший на сей раз акции Марины Абрамович, оказался ближе всех к концептуальной неформальности фестиваля.

Лишь один проект был посвящен собственно киностудии: Дарья Иринчеева усадила в виде живой инсталляции старейших актеров студии. Колоритные старики, такие же невостребованные, как и сама киностудия, выполняли функцию стаффажа.