Александра Новоженова

Центр современной культуры «Гараж», 4–14 сентября 2010

Международного фестиваль перформанса — это еще один орден в петлицу, которым пожелал украсить себя «Гараж».

Ждали Таню Бругера и знаменитую Кароли Шнееман, художницу-феминистку, в начале 1960-х прославившуюся радикальным боди-артом. Но звезды не приехали, и программу немного перекосило.

Фестиваль продлился 11 дней: каждый день — по перформансу, на семь русских — четыре иностранных. Чувствовалось, что если американцев выбрали, хотя и довольно произвольно, из сотни претендентов, то список русских участников выглядел так, как будто сюда без остатка соскребли всех, кто более или менее последовательно занимается у нас перформансом. Против нью-йоркских художников 2000-х выступила пестрая команда заслуженных и не слишком: от Германа Виноградова с Еленой Ковылиной до Федора Павлова-Андреевича.

Начали с идеалистической «Попытки преодоления гламура» Лизы Морозовой. Выстроившиеся у входа длинноногие модели заключали всех желающих в объятия. По замыслу кураторов, непосредственно из объятий зрители должны были попадать на перформанс Шнееман. Но та не приехала, и «Попытка» зависла в пустоте.

Следующим номером выступал Андрей Кузькин. Пользуясь подключенным к художнику интерфейсом, публика заставляла его прыгать, биться об стену, материться, читать стихи.

Первый в программе американец — Калуп Линци — был соблазнительно заявлен как чернокожий трансвестит Тайвань с джаз-бандом. Но его блюзы о жвачке были с недоумением восприняты не как перформанс, а как плохой концерт. Куртуазную линию нежных объятий, блюз-кафе и поющих моделей в нарядах от Газинской неожиданно продолжила Елена Ковылина в перформансе с угрожающим названием «Не хотите ли чашечку кофе? Или сожги мир буржуазии!»: она должна была внезапно поджечь скатерть во время чаепития с добровольцами из публики. Так и случилось: скатерть была подпалена, добровольцы, придерживая чашечки, чуть отстранились от полыхающего стола, а Ковылина позировала на фоне пожарища. Даже Герман Виноградов со своей верной ведьмой, поджигающий московские дворы уже больше двадцати лет, выглядел более внезапным.

Легкий и изящный вариант абсурдного перформанса-мистерии показала японка Аки Сасамото. В работе «Линия красоты» она металась среди своей пространственной инсталляции, заставляя публику путаться в натянутых красных струнах, обозначавших боксерский ринг. «МишМаш» в качестве концептуального перформанса предложили флегматичную безделку: в молитвенно сложенные руки зрителей вливали гипс, а получившиеся слепки прикручивали на доску.

Прошедший фестиваль, полагаю, запомнится как коробка конфет-ассорти. Провокативность и конфликтность остались в соседней комнате, на выставке «100 лет перформанса» в виде нечетких ч/б фото. Самой же радикальной работой фестиваля можно считать «100 лет перформанса за 15 минут» «Синих носов», которые по привычке высмеяли весь жанр целиком с позиций не желающего вникать в «искусство» обывателя: хотите узнать, что такое перформанс, да просто поставьте голую девицу на колени и облейте ее кетчупом!