Елена Федотова

29-я ярмарка современного искусства ARCO, проходившая в Мадриде с 17 по 21 февраля, запомнится фиаско американских галерей, победой нового arte povera и одним международным скандалом.

«Удалось ли арт-рынку преодолеть кризис?» — этот вопрос последние полтора года задают себе и праздные любители искусства, и профессионалы. В большинстве случаев пагубное влияние кризиса ощущается, но в целом крупные ярмарки умело драпируют фасады. Галеристы с натужной улыбкой рапортуют о стабилизации и хотя бы престижа ради везут на международные ярмарки звезд первого ряда. В случае ARCO кризис заметно ударил по самому дорогому, то есть по произведениям стоимостью за миллион. Глядя на обезжиренные прилавки, было совершенно ясно, что не Кунсом с Уорхолом единым жив арт-рынок. Не было ни Фрэнсиса Бэкона, ни Пикассо, которых в предыдущие годы привозила галерея Marlborough: самой дорогой работой на их стенде была картина Фернандо Ботеро (€946 тыс.). Отсутствие произведений-«миллионеров» мало кого смутило, и менее всего испанских галеристов. Как сказал один из владельцев галереи Т20 из Мурсии Начо Руис: «Будущее ARCO — молодое современное искусство. Мы не должны драться с Базелем из-за Пикассо».

Стоимость «вечных ценностей» упала даже по сравнению с прошлым годом, но не так значительно, как можно было бы ожидать. Современные классики не без потерь, но удерживали занятые высоты: картина Ильи и Эмилии Кабаковых во французско-австрийской Thaddaeus Ropac зависла на отметке $600 тыс. Учитывая, что в прошлом году работа того же уровня из серии «Альтернативная история искусства» на ARCO была оценена в €630 тыс., тяжеловесы немного потеряли. Цены на классика видеоарта Билла Виолу довольно сильно различались: «Невинность» ($180 тыс. в Haunch of Venison) явно ценится дешевле «Тазика слез» ($260 тыс. в Elvira Gonsales).

Традиционно сильно на ARCO представлен модернизм, но в этот раз цены на работы музейного уровня не превышали разумных пределов. Графика и скульптуры Хоана Миро во французской Lelong продавались в диапазоне €220–350 тыс., а замечательную минималистскую скульптуру баскского гения Эдуардо Чиллиды там же оценили в €150 тыс. Ранняя скульптура Жака Липшица (1918) в Marlborough стоила €650 тыс. Старейшая французская галерея 1900-2000 сделала ставку на сюрреалистическую фотографию, великолепная выставка которой недавно прошла в Центре Помпиду: Ман Рей (1920-е) был оценен в €45 тыс., Ханс Беллмер (1938) — в €38 тыс.

В сегменте ходового искусства «товарного вида» особенно выделялись большие абстрактные картины из цветного стекла, это сейчас модный ныне тренд: не менее десятка галерей показали огромные стеклянные абстракции Петера Циммермана (средняя цена — €15 тыс.). К стеклянным абстракционистам примкнул и обладатель «Золотого льва» последней Венецианской биеннале Тобиас Ребергер.

ARCO заметно дала крен в сторону совсем недорогого (от €700 до €5 тыс.) искусства, рассчитанного на продвинутого потребителя. В этой категории лидировал нарочито бедный арт – прежде всего текстовая и рисованная графика и объекты из малобюджетных материалов, вплоть до мусора. Поклонник концептуализма отметил бы бумажные объекты с обрывками газетных текстов участника Венецианской биеннале Игнасио Абалли (€2–3 тыс. ). Почитатель абстракционизма оценил бы картину испанца Исидро Бласко (Isidro Blasco), сплетенную из веревки. А любитель минимализма — инсталляцию португальца Мауро Черкуэра (Mauro Cerqueira) из шины и листа фанеры. За совсем смешную сумму (€3500) предлагали музейную работу — новый фильм Дугласа Гордона The Right Not To Be Tortured, в начале этого года показанный на фестивале в Роттердаме.

С некоммерческих выставок на ярмарку перекочевало социально-критическое искусство, благодаря кризису ставшее модным, как бы ни кощунственно это звучало. Покупателю из университетской среды вполне могла бы приглянуться текстовая работа молодой левой группы Democracia с лозунгом «Власть принадлежит народу» на арабском языке или картонная пушка, которые продавались в галерее Т20 из Мурсии, где, кстати, будет проходить следующая «Манифеста». На стенде галереи Grita Insam художник Питер Bайбель (Weibel) представил образцы критического реализма ХХI века. В его работе «Настоящий наркотик — это виртуальные деньги» обличались виновники кризиса — фондовые спекулянты: на фотографии, выставленной в музейной витрине, были засняты пьющие шампанское дельцы на фоне ломаной линии индексов. А куцые фанерки, выстроенные в ряд как на строительных рынках, символизировали «актуальную экономичную архитектуру» — в этом случае жанр «бумажной архитектуры» обрел новый смысл.

Однако какая ярмарка без зрелищ — положение, что называется, обязывает. Всеобщее внимание и даже международный скандал вызвала скульптура «Лестница в небо» — пирамида из силиконовых фигур муллы, раввина и католического священника. Посольство Израиля сразу же выразило организаторам протест, найдя работу оскорбительной. Автором произведения оказался Эугенио Мерино, смутьян со стажем: его скульптура застрелившегося Дэмиена Херста прогремела на весь мир на той же ARCO в прошлом году. Правда, сам художник дал довольно невнятное объяснение, что хотел показать «сосуществование трех религий, каждая из которых буквальным образом пытается достучаться до Бога». Не менее зрелищной оказалась и скульп­турная композиция Энрике Марти Curatordeus: старые рокеры, похожие на «Дип Перпл», в лицах которых угадывались черты знаменитых кураторов Харальда Зеемана, Бенжамина Бухло, Роберта Сторра и Яна Хута. Шокирующий перформанс кубинки Тани Бругеры был вовсе неразвлекательного свойства: молодые люди шлифовали до блеска железную копию лозунга Arbeit macht frei. Мишенью художницы стала беспринципность коллекционеров — известный нацистский слоган был украден с главных ворот музея концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме в декабре прошлого года по заказу некоего коллекционера из Швеции.

Впервые за последние годы в ARCO не участвовали русские галереи. Но три западные галереи, которыми владеют наши бывшие соот­ечественницы, под руководством куратора Олеси Туркиной, представили мини-выставки русских художников. В Barbarian Art Gallery — объект Петра Белого, во Frants Gallery Space — живопись Виталия Пушницкого, а лондонский филиал Orel Art Gallery показал живопись (по €19 тыс.), фильмы и фотографии Евгения Юфита. Парижский же филиал галереи Илоны Орел выставил сборную, состоящую из Андрея Молодкина (небольшой объект — €10 тыс.), Арсена Савадова (фотография «Донбасс шоколад» — €10 тыс.) и Валерия Чтака (картины по €5 тыс.). Одна из лучших мадридских галерей Espacio minimo начала работать с Сергеем Братковым: на стенде галереи были показаны фотографии из серии «Украина» (€10 тыс.), вызвавшей нешуточный скандал в Киеве.

Номинальные же фавориты ярмарки — галереи из Лос-Анджелеса — в целом не оправдали возложенных на них надежд по оживлению рынка. На стендах американских галерей, выглядевших крайне непритязательно, не толпились посетители. Да и работ художников первого ряда было маловато: три принта Дэвида Хокни, небольшой набор графики и живописи Реймонда Петтибона (от $15 до $70 тыс. ) и несколько фотографий Джона Бальдессари. Заграница не помогла ARCO, но надо признать, что даже в затруднительном кризисном положении ярмарка сохранила прежний статус.