АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ. 1989–2009.  ПУТЕВОДИТЕЛЬ
М., «Улей», 2009

Евгения Гершкович

Архитектурного путеводителя по Москве давно не хватало. Но в 2006 году дефицит был отчасти восполнен. В свет тогда вышел двуязычный гид по Москве 1920–1960 годов. Сорокалетнюю историю столичного зодчества — от башни Шухова до здания СЭВ Михаила Посохина — изложили историки архитектуры Броновицкие, Наталья и Анна. Анонсируемое издание по всем приметам продолжает тему, разве что двадцать девять лет в ней опущены по умолчанию: обзор архитектурных достижений здесь начат сразу с 1989 года.

Доказательством серийности служит, во-первых, схожий формат, во-вторых, художник — во второй книге это все тот же Иван Александров, ну и, в-третьих, издательство, разве что сменившее название, превратившись из «Жирафа» в «Улей». А вот автор текста и составитель издания теперь иной, что в корне меняет дело, ибо архитектурный критик Николай Малинин никогда не ограничивается сухой констатацией фактов. Ведь что обычно нужно для описания строения? Ну план там, силуэт, объем, фасад, характер участка, колористическая составляющая, и все. Малинин же редкий критик, кто умеет столь артистично интерпретировать дом, словно это и не дом вовсе, а явление природы или же психологическая драма. О своем предмете он пишет так, что хочется тут же бежать по указанному адресу и на месте проверить, возникают ли те же или хотя бы сколько-нибудь похожие эмоции и ассоциации. Вот в связи с Рыбным рынком (архитектор Людмила Казакова) на Пятницкой ему припомнилась песенка группы «С.П.О.Р.Т.», про посольство Великобритании (архитектурная мастерская Ahrends Burton & Koralek) на Смоленской набережной он рассказывает цитатами из «Епифанских шлюзов» Андрея Платонова, а развлекательный центр «Ибица» в Строгино Александра Асадова каким-то образом сравнивает с кинолентой «Гуд бай, Ленин». «Про один из домов» — автор искренне сетует — «невозможно рассказать», то есть к нему нельзя «подогнать литературу», а это и есть один из признаков качества. «Самые интересные тексты случа­ются как раз про неудачные дома». А что это, спрашивается, за тексты? Собственно, не что иное, как в разное время написанные Малининым очерки для периодики и сайта «Другая Москва» (www.drumsk.ru). А тогда для кого эта книга, названная путеводителем? Формат, кстати, вполне путеводительный: если надо, книга легко засовывается в карман. Однако представим себе туриста (или интуриста, что вряд ли, ибо книга на русском языке), собравшегося побродить по новой Москве. Сквозь художественный текст ему прорываться, задирая голову на ветру? Он сжатой информации жаждет. Стало быть, книга не для него. А вот человек, более или менее посвященный в материал, притом сидящий в сухом и теплом помещении, скорее всего москвич, неторопливо, под чашечку горячего эспрессо посмакует малининский текст и, смею предположить, не без удовольствия окунется в исторический и политический контекст, составит представление о ста восьми самых интересных зданиях Москвы и кредо двадцати трех активно практикующих архитекторов, выбранных автором. А впечатления проверит потом как-нибудь, при случае.