Ольга Вад

Винзавод, 29 апреля – 9 мая 2010; М’РС, 1–16 мая 2010

Один из самых старых отечественных фестивалей проходит в этом году в девятый раз. Именно любители комиксов и фотокомиксов, манги, графических новелл и даже современного лубка оказались самыми упертыми организаторами, год за годом пытающимися убедить, что в России это не просто общедоступный жанр сетевого творчества. Что у Америки есть Супермен и Гарфилд, у Франции — Астерикс и Обеликс, у Японии — неисчерпаемый запас персонажей, а у нас тоже кто-то есть. Так, правда, до конца и не выяснили кто, поскольку даже про Тараса Бульбу комикс нарисовали французы, а нашумевшее аниме о советских пионерах «Первый отряд», которую не видел только ленивый, — японец Сугихара.

Главная площадка фестиваля в этом году — «Винзавод». Общее впечатление сильно портит конкурсная программа, заполнившая стендами примерно двух сотен участников цех Красного. Во-первых, не вздохнуть. И убористая развеска, и специфика оформления самих стендов, пестро и туго забитых сотами рисованных историй, и просто то, что на стенде такого формата никогда не поместится комикс целиком, а только его раздерганная на куски версия и ссылка на продолжение в сети. Все это больше напоминало арт-барахолку, чем выставку, которую кто-то мог более или менее качественно посмотреть. Во-вторых, загадочна, бессмысленна и беспощадна любовь русских комиксистов к манге, в этом году вынесенной в отдельную конкурсную номинацию. Манги много, манга плохая, а сам жанр на отечественной почве, кажется, так и не перерос свою субкультурность и остался чем-то вроде ролевых игр в исторические реконструкции.

То ли искусство комикса нам принципиально чуждо, то ли просто у наших авторов нет в этой области интересных идей. Особенно это заметно на фоне работ, как ни банально, из Японии, Италии и Южной Кореи, показанных в цехе Белого. Самой любопытной оказалась корейская часть выставки «Бесконечное множество историй». Она интересна и сильной визуальной традицией, и содержательностью: за сто лет существования манхвы — корейского комикса — его разновидностей накопилось очень много: от карикатуры до изящных стрипов, состоящих из пары-тройки картинок и минимального текста, от политической и социальной сатиры до web-toons, дико популярных среди корейской молодежи интернет-комиксов. Отдельный сюжет — манхва о том, как во время авторитарного правления 1950-х годов она подвергалась жесткой цензуре.

В галерее «М’AРС» представлена более насыщенная программа. В поддержку выхода на русском языке сборника рассказов «1989. Десять историй, которые прошли сквозь стены» показали замечательные иллюстрации, созданные для него немецким комиксистом Хеннингом Вагенбретом. Картинки яркие, примитивистские и с привкусом граффити. Показанная там же «Краткая история аргентинского комикса» рассказывает о том, что не такая уж она и краткая и берет начало с первых десятилетий XIX века. Как и в Корее, в Аргентине один из самых развитых жанров — социальный комикс, а сюжет — ужасы времен диктатуры.

Русский проект «Комикс-стилистика vs. Комикс» в «М’АРСе», включающий «Даблоидов» Леонида Тишкова, «Петровичей» Андрея Бильжо, зарисовки Виктории Ломаско и Антона Николаева с заседаний Хамовнического суда, где идет процесс Ходорковского и Лебедева, и многие другие работы совершенно разных художников, наверное, как раз и дает ответ на вопрос, почему комиксы не могут у нас получить какой-то внятной традиции. Нам трудно отнестись к комиксу серьезно. Он все больше — стилизация, шутка. И это вполне понятно: не начнешь же сейчас всерьез рисовать лубок.