Мария Хрущак, Киев

PinchukArtCentre, Киев, Украина 24 апреля – 19 сентября 2010

Нет ничего удивительного в том, что украинцы почти два месяца жили в ожидании нового проекта PinchukArtCentre. Украина, где не так давно комиссия по морали начала охоту на ведьм, желала отвести душу и почувствовать себя цивилизованной европейской страной. И территория современного искусства — именно то пространство, где случившийся у нас средневековый маразм можно обыграть как минимум с юмором. Имена участников выставки, куратором которой выступил генеральный директор центра Экхард Шнайдер, были известны задолго до открытия: Луиз Буржуа, Мэтью Барни, Маурицио Кателлан, Элмгрин и Драгсет, Ян Фабр, Сара Лукас, Аннет Мессаже, Ричард Принс, Синди Шерман — всего девятнадцать художников и групп, большинство из которых выставляются в Киеве впервые. Приглашенной звездой назван Джефф Кунс, который устроил мировую премьеру версии «Надувного кролика», а также представил мини-ретроспективу творчества: семь скульптур, включая «Треснутое яйцо» и «Голубой бриллиант», и четыре картины. Вещи рассредоточены по трем этажам центра — по замыслу куратора они смысловой стержень экспозиции.

В проект Шнайдера попали знаковые работы ключевых авторов современности. «Распятая женщина» (2007) Маурицио Кателлана и видео Пола Маккарти «Мясо моряка» (1975), в котором автор в образе блондинки симулирует секс с куском мяса. «Комната медсестер» Ричарда Принса, где отражены сексуальные фантазии, связанные с эстетикой белых халатов, — отдельная песня в истории осмысления искусством порнографии и ханжества, прекрасно сосуществующих в наше время. Но все эти произведения хороши сами по себе, в групповом же проекте они выглядят как случайно оказавшиеся на вечеринке гости.

Уж точно сексуальность не в штанах у бельгийца Яна Фабра: в инсталляции «Фонтан мира (как молодой художник)» манекен, похожий на автора, возлежит с расстегнутой ширинкой на груде могильных плит, таким образом побеждая смерть эрекцией. С другой стороны, возбужденный член с двумя яйцами, как сказала Сара Лукас, «всегда очень убедительный объект». Эта британская художница представлена серией работ из колгот, пуха и проволоки (Nuds, 2009), изображающих хитроумные сплетения тел.

Манга-объекты Такаши Мураками и «концептуальная инсталляция» Тины Сегал «Поцелуй», в которой задействована пара юных актеров, не вызывают должного восторга. Впрочем, как и работы Кунса — украинцы явно ждали не его кролика с разбитыми яйцами, а «жесткую» серию с экс-супругой — порнозвездой Чиччолиной.

Безусловно, выставка впечатляет количеством звезд на квадратный метр, но заявленной теме балансирования между телесным и возвышенным отвечают всего несколько работ. Напряжение между реальностью и фантазией витает где-то над скульптурой Луиз Буржуа, созданной из ее собственной старой одежды; в комнате, обклеенной «обоями» фотографий Синди Шерман, где она в самых неожиданных образах на фоне черно-белых пейзажей тоскует о неслучившейся вовремя любви; в «Зажигательных эссе» Дженни Хольцер, расклеенных на центральной лестнице.

В этот раз PinchukArtCentre оставляет впечатление дьюти-фри: вроде всё известные бренды, но ничего оригинального не найти. Зато группа АЕС+Ф попала и в тему, и в место. В интерьере Бессарабки, самого дорогого рынка Киева, водружен 80-метровый фриз москвичей «Пир Тримальхиона». Этот театр застывших страстей удачно дополняют запахи сырого мяса, специй и цветов. Красивые служанки в накрахмаленных фартуках и запах свежей еды — что еще в наше время может выглядеть сексуальнее.