Елена Федотова

В Москве появилась новая ярмарка современного искусства c космическим названием COSMOSCOW. В ней приняли участие около 30 галерей, среди которых оказались и такие западные тяжеловесы, как Spruth & Magers, Simon Lee, Springer & Winckler. Как сложились звезды для космической ярмарки, наблюдала Елена Федотова.

COSMOSCOW, вопреки своему названию, спустилась к нам вовсе не из космоса. Ее появлению предшествовала история противостояния разных сил российского арт-бизнеса, на одном полюсе которого оказалась ярмарка «Арт Москва», а на другом — владельцы галерей.

О том, что галеристы пытаются найти альтернативу «Арт Москве», поговаривали давно. Главным образом, галеристов не устраивало соотношение арендной платы и сервиса, который предлагает компания «Экспо-парк», вот уже 15 лет проводящая «Арт Москву». К тому же тем, кто насмотрелся на ArtBasel и Frieze, на «Арт Москве» с ее преимущественно отечественными галереями действительно казалось и скучно, и грустно. А западные галерейные тузы, как и коллекционеры, на «Арт Москву» не спешили. Ко всем обидам в последнее время добавился и кризис, подкосивший и без того тщедушный наш арт-рынок. Революционные настроения вызревали долгие годы, пока наконец противостояние организаторов «Арт Москвы» и некоторых галеристов не достигло критической точки. «Верхи» хотя и смогли пойти на некоторые уступки вроде снижения арендной платы, но «низы» захотели все же старый мир разрушить до основанья, а затем построить новый мир в виде собственной ярмарки. За организацию нового события взялись пионер нашего галерейного бизнеса, владелец галереи «Риджина» Владимир Овчаренко, немецкий галерист Фолькер Диль, пытающийся вести в России бизнес, а возглавила новую ярмарку коллекционер и финансист Маргарита Пушкина.

По последней арт-моде, согласно которой фабрики принято отдавать художникам, COSMOSCOW открылась в краснокирпичном здании фабрики «Красный Октябрь» — одного из самых многообещающих мест художественной Москвы. Первое впечатление — все скромно и со вкусом, без лишней помпы и особых затей. Чувствуется, что организаторы изначально ориентировались на евростандарт, пытаясь привлечь на ярмарку как можно больше западных галерей. И частично им это удалось — White Cube и Барбара Глэдстоун пока не приехали, однако галерей достаточно высокого европейского уровня, в основном немецких, наблюдалось немало.

Работы, вошедшие в топ-COSMOSCOW, не стыдно показать на любой европейской ярмарке. На стенде финской Forsblom Galerie цвели цветы на картине Марка Квинна (€180 тыс.) и порхали бабочки в тондо Дэмиена Херста (€1 млн). Поблескивали золоченые зверушки Шерри Ливайн в лондонской галерее Simon Lee (€120 тыс.) и шина-фонтан Сильви Флери в Spruth & Magers (€55 тыс.). Берлинские галереи привезли серьезный набор имен. Springer & Winсkler выставили мощную экспозицию, состоящую из фотоколлажей Ансельма Кифера (€130–140 тыс.), абстрактной живописи Герхарда Рихтера (€1,6 млн), фотографий Гилберта и Джорджа (€135 тыс.) и Берндта и Хиллы Бехеров. В Neu Galerie поставили на молодых, но знаменитых Франческо Веццоли (€100 тыс.) и Claire Fontaine (скульптуры — €40–45 тыс., неоновый объект — €28 тыс.). Взыскательные ценители современного искусства оценили зеленое войлочное пальто американского минималиста Роберта Морриса (€350 тыс.) в Galerie Nordenhake, там же скульптуру другого минималиста Дональда Джадда (€350 тыс.) и табуретку Ильи Кабакова (€110 тыс.).

Чувствовалось, что наши галеристы изо всех сил тянулись за западноевропейскими собратьями, пытаясь выглядеть респектабельно даже в ущерб прибыли. Многие устраивали на стендах выставки сольные проекты вместо набора хорошо продаваемых работ. В «Айдан» висела фактически персональная выставка Елены Берг, в «Проуне» — гиперреалистичные пейзажи Андрея Волкова, и даже галерея «Триумф» отказалась в этот раз от стратегии бури и натиска, выставив скромные черные абстрактные объекты-картины молодой группы Recycle.

Ярмарка дала зеленый свет молодым художникам, цены на которых не кусались. Ныне берлинский галерист, долгое время проживший в России, Мэтью Боун показал работы Андрея Кузькина (€4,5 тыс.) и Саши Ауэрбах. Paperworks представила несколько работ Валерия Чтака (€3–7 тыс.). Popoffart — абстрактную живопись Ивана Плюща (€6 тыс.). А Forsblom и вовсе вместе с Херстом выставила рукодельные работы юной номинантки премии Кандинского Татьяны Ахметгалиевой. Благотворительный фонд «Смирнов и Сорокин» отдали целый стенд на откуп молодым художникам, которые устроили симпатичный демарш против коммерции — в разбитых бутылках, размазанных по стенам картинах, наклеенных мобильниках с трудом можно было узнать произведения искусства.

Однако несмотря на отличные работы на стендах, крупные имена, прекрасную организацию, которую хвалили все без исключения западные галеристы, результаты продаж у COSMOSCOW оказались скромными. Не удалось ничего продать даже такому монстру галерейного бизнеса, как Spruth & Magers. Те же западные галереи, которые заключили сделки, благодарили за них русских галеристов, которые, по словам Кристины Кениг, сами (!) приводили к западным коллегам клиентов, лишь бы гости не уехали без продаж. Несмотря на то, что немецкая галеристка возмущалась, что русские имеют обыкновения трогать экспонаты руками, она все же была решительно настроена приехать в следующий раз, как, впрочем, и многие из опрошенных западных галеристов.

Причин, почему на ярмарке не случился потребительский бум, можно найти немало. Это и недостаточный пиар события, которое проходит впервые. И массовые беспорядки, наверняка испугавшие западных коллекционеров, которые, возможно, и хотели бы приехать в Москву. И немногочисленность наших коллекционеров, которые и вообще не спешат тратить в кризис свои кровные, а во время ярмарки в большинстве уже отбыли на зимние каникулы. Как сказал один русский галерист: «На ярмарке было мало коллекционеров. Те, кто покупает, предпочитают это делать в Базеле или в Лондоне, так престижнее. Люди воспринимают ярмарку как развлечение в выходной день. Большинство вообще не понимает, что все это можно купить. Главная наша проблема — это отсутствие культуры собирательства».

Однако на главный вопрос, состоится ли ярмарка в следующем году, ее основательница Маргарита Пушкина ответила: «Мы задумывали это мероприятие как ежегодное. Я очень довольна, как выглядит ярмарка и каков уровень галерей, принявших в ней участие. Мы услышали много хороших слов от западных галеристов — все желают нам успехов. Они также высказывали конструктивные предложения и советы, касающиеся проведения ярмарки в будущем. Это очень ценно. В следующем проекте мы, безусловно, учтем комментарии профессионалов и прежде всего серьезно подумаем над сроками проведения. Мы понимаем также, что необходима более серьезная работа и с коллекционерами. У нас есть потенциал и прекрасная команда, чтобы в следующем году сделать еще лучше, чем было в этом». Директор «Арт Москвы» Василий Бычков уже пожелал успеха конкурентам, расписав свои ежегодные убытки. Нет сомнений, что в ситуации конкуренции наши ярмарки будут все лучше и лучше. Привезут еще больше Херстов, Рихтеров и даже Веццоли. Зрители будут, безусловно, благодарны за еще одно шоу, а вот оценят ли эти усилия наши коллекционеры — вопрос.