Елена Федотова

Нынешний выпуск ярмарки ARCOmadrid, которая пройдет во второй половине февраля, особенный для России. Восемь русских галерей окажутся в «Фокусе» ярмарки, как называется ее специальная программа. Впрочем, свой «Фокус» покажут и галереи из Латинской Америки, и числом их будет поболее — 14 галерей с персональными проектами. Чей «Фокус» окажется удачнее, вряд ли предсказуемо.

В феврале ARCO откроет марафон из череды ярмарок, фестивалей и биеннале, за которыми мотаются по всему свету неутомимые любители современных искусств. Попутно совмещая удовольствие от просмотра современных художеств с удовольствиями кулинарными вроде поедания испанского хамона и традиционных закусок тапас неподалеку от шедевров. В этом году ярмарка будет справлять свой тридцатилетний юбилей. Возраст солидный и сравнимый с лучшими мировыми ярмарками: ArtBasel уже перевалило за сорок, FIAC — около сорока. ARCO старательно продвигается по карьерной лестнице за старшими собратьями и входит в обойму самых-самых престижных ярмарок мира. Пусть пока не на первых ролях, зато у ARCO своя особенная стать, по крайней мере ее точно не спутаешь с другими западноевропейскими ярмарками.

На ARCO числом берут испанские и латиноамериканские галереи, в этом ее сильная сторона и в то же время и ахиллесова пята. Ярмарки всего мира борются за международный статус: чем больше заграничных гостей, особенно, если это галерея Ларри Гагосяна или White Cube, тем лучше. Но пожалуй, если представить себе, что в каждой стране будет один и тот же галерейный набор, события явно потеряют привлекательность. В этом году мало того, что на испанской стороне будет численное преимущество, 14 галерей из Латинской Америки с сольными проектами будут отобраны в специальную программу — второй «Фокус» ярмарки.

Латиноамериканские и испанские художники не столь знамениты, как европейские. Но в этом есть свои плюсы. Искусство их более эмоционально, темпераментно, зрелищно. Оно свободнее от рынка и к тому же, что немаловажно для коллекционеров, дешевле западноевропейского. На ARCO есть свои звезды, без которых ее уже сложно представить. Это и главный баламут Эугенио Мерино из галереи AND, чья скульптурная пирамида из священнослужителей в прошлом году вызвала протест израильского посольства. В позапрошлом году Мерино пугал зрителей скульптурой застрелившегося Дэмиэна Херста. Карлос Айрес в Alvaro Alcazar каждый год придумывает что-то новенькое из грампластинок, из которых он вырезает пин-ап-девушек, рэперов, быков и футболистов. На ARCO можно увидеть довольно экзотичное баскское искусство в галерее Carreras Mugica, которая гордится несгибаемыми скульптурами Эдуардо Чиллиды, а несколько лет назад галерея выставила мощный объект — баскский флаг из бетона. Estrany — de la Mota традиционно выставляет испанских концептуалистов, впрочем, испанские концептуалисты мало чем отличаются от европейских собратьев. Галерея Т20 из Мурсии обычно привозит молодых художников, политически и социально озабоченных: стенд галереи просто узнать по обилию арабской вязи на картинах, а в прошлом году его украшал картонный пулемет. Все легко объясняется: Мурсия расположена недалеко от границы с Северной Африкой, и религиозные и национальные проблемы ей близки. В Moriarty выставляют молодежь иного рода — ту, что понравилась бы аполитичным хипстерам.

Впрочем, на ARCO, как в Греции, можно найти все — исторический авангард, американский поп-арт, минимализм, западноевропейский концептуализм и самые свежие тренды. Хотя Ларри Гагосян не ездит в Мадрид (впрочем, его стенды в последнее время отличаются на редкость скучным ассортиментом, и отсутствие Гагосяна — скорее повод для радости), в Испанию приезжают крупнейшие европейские галереи, как Kewenig, которая на последней ярмарке FIAC выставила огромную юрту Марио Мерца за €4,5 млн. Или Hans Mayer, среди экспонентов которого встречаются работы Тома Вессельмана и Гюнтера Юккера. Парижская Lelong привезет огромную сборную — от Жоана Миро до Яниса Куннелиса. Хотя в большинстве своем цены на ARCO не слишком высоки, вплоть до того, что можно откопать приличную работу художника с именем за €2–3 тысячи (в прошлом году видео Дагласа Гордона продавалось за €3500), но и искусство дороже миллиона — не редкость. В этом году на роль топ-экспонатов тянут работы Пикассо в галерее Leonardo Navarro и Фрэнсиса Бэкона в Faggionato Fine Arts. Западные галереи, торгующие русскими, на ARCO тоже встречаются. Barbara Gross Galerie из Германии привезет фотографии Бориса Михайлова, у которого, кстати, весной откроется выставка в Тейт Модерн, а летом в нью-йоркском музее МоМА. Так что коллекционерам стоит поторопиться, пока цены на Михайлова не взлетели до небес. Сергея Бугаева (Африку) уже не первый год представляет финская галерея Forsblom, а Сергея Браткова — мадридская Espacio Minimo.

И все же важнейшим событием для нас на ARCO должен стать русский «Фокус», в котором примут участие восемь галерей. Столь скромное число наших «фокусников» объясняется пожеланием организаторов. Куратор Дарья Пыркина выбрала галереи XL, М&Ю Гельман, «Айдан», GMG, Paperworks из Москвы, галереи Anna Nova и Марины Гисич из Петербурга и «Арку» из Владивостока. Довольно спорным выглядит решение оргкомитета отказаться от принципа концентрации галерей в одном месте. В этот раз наши галереи будут рассредоточены по ярмарке, так что искать их придется среди почти 200 галерей с фонарем, простите, с картой на руках. Кроме того, наши некоммерческие институции также будут представлены на отдельных стендах в основном своими каталогами и небольшими выставками.

Самым пытливым поклонникам современного искусства предназначена лекционная программа. Куратор Венецианской биеннале 2005 года Роза Мартинес прочитает лекцию «Коллекция, я и мир», а Дарья Пыркина расскажет про «Современную арт-индустрию в России». Также обещают «Профессиональные встречи» с экспертами: среди шести модераторов есть даже куратор Ханс-Ульрих Обрист, занявший второе место в списке самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала Art Rewiew, который заявил тему «Латинская Америка». Тем же, чья интеллектуальная жажда поистине неутолима, стоит добраться до культурного центра MATADERO, расположенного в помещении бывшей скотобойни, на семинар группы леваков «Что делать?», а заодно и осмотреть это экзотичное помещение. Завершится русская программа в центре La Casa Encendida показом российского видеоарта.

Впрочем, разве что старожилы помнят о том, что шесть лет назад большая команда русских галерей уже выезжала на ARCO. После, казалось бы, очередного прорыва на западный арт-рынок некоторые наши галерейные фронтмены какое-то время ездили в Мадрид, а потом сделали выбор в пользу других европейских ярмарок. То ли кризис оказался виноват и зарубежные визиты галереям оказались не по карману, то ли отборочный комитет стал слишком строг к русским участникам. В итоге последние годы русские на ARCO бывали редко. Но в этом году у ARCO появился новый директор — Карлос Уррос, и, возможно, нынешний визит станет началом новой истории ARCO и русского арт-бизнеса.