Сурия Садекова, Париж

До 4 июля в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже проходит первая ретроспектива скульпторов Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн. 18 июня аукционный дом Piasa выставляет на торги двенадцать произведений Лаланнов. При весьма скромных эстимейтах прогнозы на торги самые оптимистичные. «Артхроника» разбиралась, как в XXI веке возникают музейные ценности и рыночные хиты.

Как ни парадоксально, но именно художественный рынок первым признал Лаланнов современными художниками, а не представителями декоративизма. Революция разразилась на торгах Christie’s в феврале 2009 года, когда распродавалась коллекция Ив-Сен Лорана. Тогда бар, созданный Франсуа-Ксавье Лаланном, с эстимейтом в €200–300 тыс. был продан за €2 753 000. Набор зеркал работы Клод Лаланн, украшавших музыкальный салон резиденции кутюрье, оценили в €700 000–1 000 000, а покупатель выложил за них €1 857 000. Оба эти произведения побили мировые рекорды цен на обоих скульпторов. Ведь совсем недавно, в апреле 2006 года, крупнейший коллекционер произведений Лаланнов, американец Рид Кракофф, произвел сенсацию, заплатив на торгах $380 тыс. за несколько лаланновских овец. А чуть ранее аукционный дом Sotheby’s, продав четыре садовых кресла, созданных Клод в 1968 году, за $144 тыс., впервые сравнил качество вещей Лаланнов с работами Альберто Джакометти и Армана Рато.

Франсуа-Ксавье ушел из жизни в 2008 году. Это не значит, что он не получил прижизненной славы. Но свидетелем истинного триумфа и музейного признания их творчества оказалась все же лишь Клод.
Творческий дуэт Лаланнов сложился в 1956 году и оставался неразрывным более полувека, что не мешало им подчеркивать творческую независимость друг от друга. Супруги при любом удобном случае напоминали: «У нас одна спальня, но разные мастерские». Франсуа-Ксавье выбрал анималистику, пойдя по стопам своего кумира, скульптора Франсуа Помпона. Клод, в свою очередь, по-дамски развивала тему флористики. Зато произведения их всегда выставлялись вместе, у них были общие галеристы и коллекционеры. Они органично дополняли друг друга, являя собой на новом историческом витке такое неразрывное супружество, как Луи Арагон — Эльза Триоле, Жан-Поль Сартр — Симона де Бувуар, Ив Монтан — Симона Синьоре, Сальвадор Дали — Гала.

Клод, безусловно, как некогда Гала, определила жизнь, творческий выбор и развитие Франсуа-Ксавье. Однако сумела остаться не только в роли музы (вернее, идеолога), но и сохранить статус художника, притом весьма успешного.

Молодой Лаланн сразу после войны поступил в Академию Жюлиана, свел дружбу с Сальвадором Дали, Максом Эрнстом, Константином Бранкузи. В 1953 году на своем вернисаже он знакомится с Клод Дюпе, тогда студенткой школы декоративного искусства в Париже. Из-за влюбленности в энергичную мадмуазель Дюпе или в результате дружбы с Бранкузи Лаланн забрасывает живопись и графику, целиком отдавшись скульптуре. Его произведения рождались под влиянием и сюрреалистов, и новых реалистов, и древнеегипетского искусства, и главным образом скульпторов-анималистов XIX века.

Клод привила своему супругу практичность. Он создавал не просто произведения искусства, а вполне утилитарные предметы. Критики окрестили их Designart. Первым в 1964 году на свет появился «носокретер» — секретер из меди в виде носорога, в котором к тому же нашлось места для сейфа, бара и миниатюрного винного погребка. Затем он изобретает ванну в виде голубого пластикового гиппопотама, софу-консервную банку с сардинами, кресло-крокодил, муху-унитаз.

Пока супруг ваял мебель, мадам Лаланн успевала работать на два фронта. Первую славу ей принесли две скульптуры, изображающие мужчину и женщину с кочанами капусты вместо голов. В 1976 году любитель эпатажа Серж Генсбур даже выпустил альбом под названием «Человек с головой-капустой». Впоследствии Клод всячески стремилась во всем отличаться от мужа. Сюрреализм уступил место произведениям, навеянным эпохой ар-нуво и символизмом.

Одновременно Клод Лаланн развила бурную светскую деятельность, завела полезные связи и подружилась с теми, кто мог по достоинству оценить их с мужем творчество. Усилия принесли свои плоды. Чета Лаланн оказалась в пятерке живых французских художников, котирующихся на мировом художественном рынке. Среди имен их коллекционеров одно громче другого. Прежде всего Ив-Сен Лоран — Пьер Берже, графиня де Ноай — эталон изысканного коллекционерского вкуса ХХ века, Мари-Элен и Ги де Ротшильд, Валентино. Американский декоратор, ученик Энди Уорхола Питер Марино не только коллекционировал (и коллекционирует до сих пор) произведения Лаланнов, но он открыл их творчество всему заокеанскому бомонду. Редчайший случай: французский художник востребован ньюйоркцами не меньше, чем соотечественниками.

Знаменитые торги Ив-Сен Лорана всколыхнули спрос на произведения скульпторов. Уже месяц спустя (все еще в разгар кризиса, разразившегося на арт-рынке и поразившего современное искусство), в марте 2009 года, аукционный дом Artcurial выставил на продажу с эстимейтом €4–6 тыс. скульптуру «Собака». Некий коллекционер купил ее за €40 173.

На рынке стало появляться все больше и больше вещей. С ними происходило нечто невиданное. Обычно громкие продажи снижают интерес коллекционеров к творчеству того или иного мастера. Аукционные дома стараются не переполнить рынок предложениями, дозируя продажи. Спрос на Лаланнов только рос, и, что еще более удивительно, не иссякали интереснейшие предложения. Коллекционеры, вместо того чтобы придерживать вещи, запросто с ними расставались и расстаются. В мае 2009 года Sotheby’s выставил на продажу уникальное произведение — бар-кузнечик. Вещь существует в двух экземплярах, один из которых был подарен президентом Жоржем Помпиду во время официального визита английской королеве. Эксперты оценили его в €250–350 тыс., а куплен кузнечик был за €540 750. И если эта цена еще могла бы быть названа абсолютно закономерной, то объяснить, почему существующая в немалом количестве экземпляров «Большая птица Питера А», оцененная экспертами Christie’s в €15 тыс., на торгах 27 мая 2009 года была куплена за €205 тыс., а другой экземпляр на тех же торгах ушел уже за €217 тыс., можно уже с трудом.

В аукционном доме Piasa связывают такой успех с тем, что выросло количество коллекционеров произведений Лаланнов. Одним из главных достоинств вещей Лаланнов считается их моментальная узнаваемость. Это легкое искусство, отвечающее вкусам сегодняшних коллекционеров. Однако в оценке выставленных на продажу 18 июня вещей эксперты аукционного дома предпочли опираться не на рекорды и не на спрос, а на холодный расчет, боясь завышенными эстимейтами отпугнуть неокрепших молодых коллекционеров.