Эва Рухина

Расцвет квартирных выставок независимых художников пришелся на середину 80-х годов прошлого века. Тогда еще не было галерей, а выставляться в залах Союза художников новая молодежь считала для себя невозможным. В 1990-е годы началась галерейная лихорадка — все стремились выставляться «совсем как на Западе». В 2000-е галерей, музеев и фондов открылось несметное множество, однако в противовес коммерческим пространствам снова появились маленькие уютные «квартирники».

Первым начал ностальгировать по 1980-м медиахудожник Кирилл Преображенский, который в 2006 году открыл галерею «Черемушки» в обычной хрущевке. За последний сезон в его квартире выставлялись Сергей Стражников, Андрей Соболев, Валерий Чтак, Николай Олейников («Что делать?»). И даже состоялся концерт Геры Моралеса. Летом 2010 года галерея попала в спецпрограмму биеннале «Стой! Кто идет?», в которой участвовали четыре иностранных куратора и четыре художника. Каждый из кураторов проекта выбрал работу одного художника, чтобы выставить его в собственной квартире, или договорился о том, чтобы обменяться работами с другим куратором, участвующим в проекте. В итоге получился такой своеобразный «отпуск по обмену» c «квартирниками» в разных странах.

В 2007 году в Хохловском переулке возник сквот вокруг мастерской художника Тимофея Караффа-Корбута. Позднее проект получил название Artraum. В бывшей типографии то устраивалиcь выставки молодых художников, то спектакли и музыкальные фестивали. Сквот закрыли в 2008 году, а в 2009-м мастерская Тимофея переехала на Пушкинскую над «Бенеттоном». Выставки при этом в квартире устраивались в несколько раз чаще, чем в традиционных галереях, и увидеть на них можно было ту же самую компанию художников с Хохловского: Ксению Сорокину, Александра Лысова, Максима Смиренномудренского, Андрея Кузькина, Алину Гуткину, Арсения Жиляева, Евгению Кузнецову и др. В 2010 году Тимофей Караффа-Корбут и Максим Смиренномудренский решили позвать почти 30 человек разрисовать стены в мастерской. Причем в «квартирнике» «Фреска» наряду с молодыми художниками участвовали Андрей Бартенев и Константин Звездочетов. В ноябре 2010 года мастерская на Пушкинской, к сожалению, закрылась.

Весной 2010 года рядом с Кремлем в доме с мозаиками Васнецова, идущем под снос, появилось несколько квартир, занятых художниками. Георгий Острецов стал устраивать в своей «мастерской открытые» среды, где собирались работники аукционов и молодые художники. По средам можно было заходить и в гости к соседям: Илья Фальковский (группа «ПГ») включал инсталляции с лайтбоксами и устраивал для зрителей экскурсию по мастерской с рассказом про комнатку, в которой жил и Пастернак, а потом энкавэдэшник, годами запи­сывавший номера приезжавших в Кремль автомобилей. Художники Олег Елисеев и Евгений Куковеров (которые еще и играют в джаз-панковой группе I.H.N.A.B.T.B.) в своей мастерской устраивали домашние концерты, исполняя только что сочиненные песни на английском. Также все обитатели дома (группа «ПГ», Георгий Литичевский, группа «ЕлиКука», Людмила Константинова и Георгий Острецов) объединились и издали журнал «ВГЛАЗ». К выходу первого номера в июле 2010 года состоялась первая совместная выставка участников журнала в галерее на Ленивке.

За последние два года в Москве прошло более двух десятков «квартирников»: свои выставки устраивали Петр Жуков, Анна Титова, Дарья Рычкова, Маша Краснова-Шабаева и многие другие. Молодые художники больше не хотят ждать, пока их заметят. А юным посетительницам «Винзавода» кажется невероятно крутым попасть на закрытую выставку — все истосковались по атмосфере для своих.