Мария Рогулева

Жизнь работников арт-рынка налаживается: осенью 2010 года в награду за труды акционеры пообещали повысить годовой доход главы Sotheby’s Уильяма Рупрехта до $8 млн с учетом всех бонусов. Это не совсем то, на что он мог рассчитывать до кризиса, но гораздо больше, чем он получил в 2009-м. Зарплата господина Рупрехта — такой же индикатор состояния мирового арт-рынка, как и результаты продаж ведущих аукционных домов.

А доходы Sotheby’s за первые два квартала 2010 года в семь раз превысили соответствующие показатели 2009 года. Очевидно, что этим успехом Sotheby’s обязан в первую очередь искусству модернизма, в том числе новым рекордам на работы Джакометти и Пикассо. Сегмент современного искусства считается главной жертвой кризиса: так, продажи аукционного дома Christie’s в этой категории в 2009 году упали на 59%. Значит ли это, что мировой финансовый кризис радикально изменил направление развития рынка и мы увидим, как образумившиеся миллиардеры поголовно переключаются на Пикассо и старых мастеров?

На осенней парижской Biennale des Antiquaires в этом году рядом с Лукасом Кранахом Старшим висели Лучо Фонтана, Энди Уорхол и триптих Фрэнсиса Бэкона. Взаимовыгодный обмен клиентами ввела в моду еще докризисная TEFAF в Маастрихте, и сейчас антиквары явно не стремятся изгонять из своих рядов современное искусство и дизайн. Да, рынок современного искусства пострадал сильнее, но за $50 млн — цена триптиха Бэкона на стенде Marlborough Gallery — по-прежнему можно скупить половину приличной антикварной ярмарки.
Другая недавняя докризисная тенденция тоже получила успешное продолжение: в 2010 году бьют рекорды аукционы современного искусства стран мусульманского мира. Осенью 2010 года Christie’s, открывший незадолго перед кризисом свой филиал в ОАЭ, продал современного ближневосточного искусства на $14 млн. Сумма по европейским меркам не грандиозная, но продажи искусства Ближнего Востока по сравнению с докризисными показателями выросли, а итоги 2009 года превышены на 117% (суммарный итог в 2009-м составил $13 млн, а в 2010-м — $29 млн).

Но больше всего завораживает европейского арт-дилера ситуация в Китае. По прогнозам ArtTactic, рост китайского арт-рынка в 2010 году должен составить около 10% (за Китаем следует Бразилия, прогнозируемый рост — 7,8%). При этом речь идет не только о традиционном китайском искусстве, которое очень высоко ценят коллекционеры, и не только о Гонконге, где доминируют западные аукционные дома. Крупнейший игрок континентального Китая — Poly Auction — обошел и Christie’s, и Sotheby’s, продав весной 2010 года современного китайского искусства на $22,6 млн.

Все эти результаты пока еще бледнеют на фоне европейских и американских докризисных рекордов, которые обеспечили запас прочности главным западным игрокам на рынке современного искусства. Работы Дэмиена Херста действительно продаются теперь не так бойко, как два года назад, но сам художник хорошо подготовил и себя, и рынок, успев распродать более двухсот своих работ за £111 млн на Sotheby’s в сентябре 2008 года. Списывать Херста со счетов рано, недаром на лондонской ярмарке Frieze 2010 года его работы предлагали такие монстры, как White Cube и Gagosian. Однако самым дальновидным любителям раскрученных имен мы советуем прицениться к Цзэну Фаньчжи.