В начале года появились сразу две громкие международные инициативы, ставящие своей целью побороть предубеждения коллекционеров относительно покупки искусства через интернет. Корреспонденты «Артхроники» опробовали на себе эти новые для арт-бизнеса сервисы, выяснили, какие подвохи ждут клиентов рядовых онлайн-аукционов, и составили обзор самых полезных сайтов для покупателей искусства.

 

Мария Рогулева

Гении@технологии

Арт-бизнес подчиняется высшим силам, и если вы хотите преуспеть, нужно тщательно выбирать покровителя. В современном пантеоне особенно выделяются две кандидатуры — божественный авторитет и гений новаторской технологии. Мария Рогулева пыталась оценить степень могущества последнего.

С авторитетом все понятно — сразу представляется персонаж средних лет в дорогом, небрежно накинутом пиджаке, в кашемировом кашне и желательно с легким отпечатком греха на породистом лице (в списке грехов вполне может оказаться и безбожная спекуляция). Арт-рынок — мир насквозь субъективный. Здесь непрозрачность ценообразования становится не признаком нечистой игры, а средством обольщения клиента. Авторитетное мнение дилера или эксперта — вот на чем испокон веков держится эта противоречивая область мировой экономики.

«Новаторские технологии», известные так же, как «революционные онлайн-проекты», регулярно обещают взорвать эту столетиями существующую систему. Речь идет о новых способах обработки информации, призванных облегчить поиск и выбор произведения искусства и дающих ясное представление о том, каким образом складывается его цена. Эти технологии разрушают миф о тайном знании экспертов-оценщиков и о международном закрытом клубе коллекционеров, в который попадают только избранные.

В киберпространстве разрабатывается собственная мифология. До осени 2008 года маркетологи старательно эксплуатировали легенду об инвестиционной привлекательности искусства. Долой жадных до денег консультантов — сверхобъективная технология поможет начинающему инвестору определить работу, которая станет самым выгодным вложением средств. Каждая приличная база данных с результатами аукционных продаж предлагала (и по сей день предлагает) собственные рыночные исследования или свой уникальный «индекс». Хотя правильнее было бы назвать это коэффициентом доходности — он высчитывается на основе тех же аукционных результатов. Самые продвинутые компании учитывают также выставочную активность, отзывы критиков и присутствие художника в СМИ — на основании этого составляется специальный рейтинг.

До сегодняшнего дня наиболее выгодной комбинацией считалось объединение всех возможностей интернета в одном проекте: база данных с сопутствующими сервисами, интернет-журнал об искусстве и — в качестве уступки прошлому — платные страницы галерей, где дилеры дедовским способом размещают информацию о своем товаре, оставляя адрес и контактный телефон.

Эту схему до кризиса с успехом использовал Artnet, и она достойно пережила тяжелые времена. В отчете Artnet за первые три квартала 2010 года заявлен рост доходов на 10% по сравнению с 2009-м (до суммы в €10,173 млн). Но пережиток прошлого тянет ко дну — количество галерей, готовых платить деньги за простенькую страницу Artnet, после 2008 года продолжает сокращаться. И хотя львиная доля доходов по-прежнему складывается из платной подписки на базы данных и платного участия галерей, ставку Artnet делает на свою недавнюю разработку — онлайн-аукционы. Этот раздел пока приносит только порядка 14% от общего дохода, зато за 9 месяцев 2010 года объем торгов вырос более чем в два раза. Эту услугу не стоит путать с онлайн-сервисами Sotheby’s и Christie’s — Artnet не несет никакой ответственности за проданный товар, и в этом он мало отличается от аукциона eBay. Вместо гарантий он предлагает покупателю не более чем иллюзию своего авторитета, что не помешало компании в 2010 году повысить свой аукционный процент с 10 до 15.

Значит ли это, что демократическая идея обезличенной продажи искусства торжествует, а галеристы из плоти и крови скоро уступят место программам?

WWW.ART.SY — один из свежих продуктов нью-йоркского производства. Он одного поля ягода с социальной сетью Foursquare, которая предлагает пользователям совместно осваивать городское пространство, порталом Etsy, который продает все — от дизайнерского печенья до дизайнерской мебели, или новым luxury-ретейлером Gilt Groupe

Судя по всему, 2011 год действительно стал годом перемен в виртуальном хозяйстве. Но эти перемены принимают совсем другой оборот. Новые интернет-проекты собирают бюджеты и списки инвесторов, которые раньше не могли привидеться даже в горячечном бреду. Но идеологически они возвращают нас из пространства утопии на землю.

Игра в инвестора выглядит соблазнительно до тех пор, пока кривая идет вверх, а за последние пару лет она самым неприятным образом шла вниз. Да, произведения искусства — это совсем не голубые фишки, их очень непросто продать с выгодой, тем более если вы сами только что установили новый аукционный рекорд. В таком случае нужно… просто продолжать с удовольствием их покупать, говорит нам Картер Кливленд, 24-летний основатель нового интернет-проекта Art.sy.

Art.sy — один из свежих продуктов нью-йоркского производства. Он одного поля ягода с социальной сетью Foursquare, которая предлагает пользователям совместно осваивать городское пространство, порталом Etsy, который продает все — от дизайнерского печенья до дизайнерской мебели, или новым luxury-ретейлером Gilt Groupe. Все эти проекты отличает специфический манхэттенский дух городского пижонства. По контрасту с непритязательной, деловой концепцией Artnet Art.sy показывает нам технологию с человеческим лицом, причем лицом из светской хроники.

Ставка сделана немаленькая — бюджет Art.sy составил $1,25 млн. Список инвесторов стал первой и главной приманкой для СМИ — в него среди других вошли Дарья Жукова, Венди Мердок (жена медиамагната Руперта Мердока), генеральный директор Google Эрик Шмидт и один из создателей Twitter Джек Дорси. Как юному Картеру Кливленду это удалось? Аналитики считают, что тут работает гений места — Нью-Йорк сейчас переживает настоящий бум новых интернет-проектов. Когда в начале 2010 года венчурные инвестиции на остальной территории США падали, в Нью-Йорке они поднялись почти на 20%. Администрация мэра Майкла Блумберга поддерживает новый развивающийся сектор и даже инвестировала в специальное «нью-йоркское» приложение для iPhone.

Хотя дело и происходит в сети, создатели Art.sy разыгрывают классическую партию по всем правилам арт-бизнеса. Они не противопоставляют себя авторитетам, а привлекают их на свою сторону — главным консультантом проекта стал Ларри Гагосян. Искусство подается в первую очередь как объект желания, а потом уже как объект инвестиций. Технология с претенциозным названием The Art Genome Project поставлена на службу коллекционерской прихоти — она находит и предлагает не только то, что вы искали, но и произведения искусства с аналогичными характеристиками (принцип, опробованный на музыкальных сайтах).

За этой развлекательной декорацией скрывается старый добрый принцип посредничества между галереей и клиентом — все дорожки приводят невинного любителя искусств в руки арт-дилеров. А сервис явно рассчитан на неискушенные души — человека, который знает, что он ищет, должно раздражать бесчисленное количество ненужных вариантов.

Второй громкий проект этого года также происходит с острова Манхэттен. Это VIP Art Fair — первая в своем роде попытка собрать кассу сразу в двух параллельных мирах. В течение одной недели января эта ярмарка проходила исключительно в киберпространстве, но участвовали в ней реальные галереи, и весьма статусные — их международный список впечатляет даже по базельскому счету. Среди галерей-учредителей — White Cube, Gagosian, Hauser & Wirth, David Zwirner, среди других участников — Gladstone, Lelong, Yvon Lambert, The Pace. Сама идея родилась внутри высшего галерейного общества. Один из организаторов VIP Art Fair — нью-йоркский арт-дилер Джеймс Коэн, основатель James Cohan Gallery. Поддержка пришла к нему из Силиконовой долины в лице супругов Альмгрен, которые накопили там изрядный капитал и опыт успешных стартапов.

Новаторская технология (по определению организаторов) заключается в том, что потенциальный клиент может путешествовать по довольно буквальной имитации ярмарочного пространства, точнее, кликать мышью на план «этажа» или «зала» и попадать на так называемый виртуальный стенд галереи. Там посетитель, в свою очередь, может выйти на связь с сотрудниками галереи при помощи чата и Skype и напрямую купить у них работу.

По словам Джеймса Коэна, цена участия составила примерно 20% от стоимости стенда на обыкновенной ярмарке высокого уровня — «или четыре рекламные полосы в журнале». Так называемый виртуальный стенд продавался галереям по цене от $5 до $20 тыс. и на практике оказался минималистически оформленной страницей с функцией прокрутки картинок. В этом есть своя логика — клиент не должен отвлекаться. Хуже оказалось другое — в первый день работы сайт не выдержал нагрузки и дал сбой. Функцию чата пришлось отключить. За $20 тыс. галеристы на такое не рассчитывали. Посетители тоже не обрадовались — в первые дни так называемый VIP pass стоил $100, в последующие дни — $20.

VIP Art Fair не стала полностью отказываться от завесы тайны вокруг цен и продаж, присущей традиционной ярмарке искусства. Джеймс Коэн и команда нашли соломоново решение: на каждую работу была указана не фиксированная цена, а «порядок цен», наподобие эстимейта в аукционном каталоге. Это выглядело довольно двусмысленно — в конце концов принцип торга заявлен не был.

Для такого звездного состава галерей работы были выставлены не самые дорогие — предполагалось, что платить миллионы «через интернет» психологически трудно. Продажи никак нельзя назвать выдающимися — очевидно, что для большинства галерей ярмарка стала скорее инструментом пиара. Среди самых дорогих работ названа «Мария Магдалина (Бесконечность)», 2006, Криса Офили, проданная галереей David Zwirner за $375 тыс., и двухметровая скульптура Ангуса Фейрхерста 2004 года, изображающая гориллу, продана Sadie Coles за $200 тыс. Галерея самого Джеймса Коэна продала среди прочих работу Йинки Шонибаре 2008 года «Сон разума рождает чудовищ (Австралия)» за £40 тыс., и свежую работу Фреда Томаселли 2010 года за $200 тыс.

Рекорд посещаемости Art Basel, мирового лидера на арт-рынке, был установлен в 2010 году — на ярмарке побывало более 62 500 человек. Виртуальная VIP Art Fair за неделю привлекла 41 тысячу посетителей из 196 стран (для справки: из России ярмарку посетило 150 человек, включая автора этой статьи).

WWW.VIPARTFAIR.COM — первая в своем роде попытка собрать кассу сразу в двух параллельных мирах. В течение одной недели января эта ярмарка проходила исключительно в киберпространстве, но участвовали в ней реальные галереи, и весьма статусные — их международный список впечатляет даже по базельскому счету

Работы просматривали «более 7,65 миллиона раз», при этом среднестатистический посетитель сайта во время ярмарки просмотрел 187 работ. Фокус, конечно, не в количестве, а в качестве. Для сравнения, Artnet предлагает рекламодателям и галеристам «2 миллиона уникальных посетителей и 16 миллионов просмотров страниц в месяц», но это не останавливает утечку галерей. Удалось ли новому проекту совершить качественный прорыв? Об этом можно будет объективно судить через год, когда галереи проголосуют валютой за участие в ярмарке второй раз.