Анастасия Сырова

Музеи Московского Кремля, 26 мая – 15 августа 2010

Сокровища в Музеи Московского Кремля привезли из стамбульского музея Дворца Топкапы, аналога нашей Оружейной палаты. Место выбрано не случайно. Русские цари и стамбульские султаны оживленно торговали и обменивались посольствами. Алексей Михайлович, например, делал заказы придворным турецким кузнецам и ювелирам как лучшим в своей области, а православные митрополиты и патриархи носили одеяния из турецких тканей.

На выставке представлены четыре столетия исламского искусства — XV–XIX веков. Экспозиция состоит из двух частей: первая, размещенная в Успенской звоннице, представляет символы власти правителей Османской империи; вторая, более камерная, в Одностолпной палате, посвящена повседневной жизни дворца Топкапы. Среди экспонатов этого раздела, например, личные вещи обитательниц гарема наследников престола. Выставка снабжена подробнейшими экспликациями. Из описаний можно узнать, что, например, парадные кафтаны султанов часто изготавливались из итальянского бархата.

Большая часть экспозиции отведена штандартам-алемам, мечам, боевым топорам, кинжалам, шлемам, щитам, с которыми турецкие султаны в разное время завоевывали страны Малой Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Балканского полуострова и т. д. Несмотря на то что эти вещи были в активном употреблении, они почти в идеальной сохранности. Особенно впечатляют образцы оружия, обильно украшенные растительным орнаментом, боевыми сценами и символическими изображениями поверженных животных. Представлена даже боевая плеть с ядрами из горного хрусталя, каждый размером с хороший кулак. Один из центральных экспонатов выставки — стальная боевая сабля с насеченным на лезвии узором и надписью «Меч султана Мехмеда во время завоевания Константинополя».

Есть на выставке и памятники османо-китайских торговых отношений. В частности, тончайший китайский фарфор XV–XVI веков, блюда и чаши, с «доработками» турецких мастеров: инкрустациями золотыми нитями, рубинами и изумрудами.

Какой представлялась жизнь во дворце Топкапы и в гареме на европейский взгляд, можно узнать по гравюрам немца Антуана-Игнаса Меллинга. Он прожил при дворе восемнадцать лет. Рядом выставлены портреты европейцев, сделанные турецкими художниками. В частности, портрет русского посла Ивана Васильчикова. Имеется и портрет легендарной Роксоланы, плененной украинки, завоевавшей любовь Сулеймана I Кануни и ставшей законной женой султана.

Из представленных на выставке диковин обращает на себя внимание жалованная грамота, по сути торговый договор, выполненный, однако, на свертке в несколько метров длиной. Бумага украшена замысловатым орнаментом и написана различными шрифтовыми начертаниями, коих в исламской каллиграфической традиции было шесть. Вообще искусство каллиграфии представлено на выставке разнообразно: это и детская азбука дочери султана, и Кораны с золочеными страницами в драгоценных кожаных переплетах, украшенных мозаикой из всевозможных драгоценных камней, и роскошный альбом «Шесть стилей письма» придворного каллиграфа конца XV века. Здесь же показан и письменный набор султана, сделанный из золота, инкрустированный крупными кабошонами.

Османская империя предстает на выставке в первую очередь центром искусства, по мастерству не уступающим, если не превосходящим, европейских современников.