Мария Кравцова

С 22 по 31 января в Брюсселе проходила 55-я ярмарка антиквариата и изящных искусств BRAFA (Brussels Antiques & Fine Arts Fair). Судя по ее результатам, кризис, если и не кончился, то перестал пугать покупателей.

Брюссельская BRAFA считается одной из крупнейших в Европе и уступает по масштабам разве что Биеннале антикваров в Париже и ярмарке TEFAF в голландском Маастрихте. Впрочем, BRAFA отличается от них не столько числом, сколько составом участников. Титаны антикварного рынка, составляющие большинство на том же TEFAF, представлены на BRAFA всего несколькими галереями, среди которых известная в России по Московскому международному салону изящных искусств De Jonckheere из Антверпена, специализирующаяся на модернизме парижско-тель-авивская Le Minotaure или представляющая древности женевская Phoenix Ancient Art.

В большинстве своем участники BRAFA — крепкий средний класс художественного рынка, галереи с многолетней историей, во главе которых нередко стоят потомственные антиквары.

Кризисный 2009 год оказался непростым для европейского антикварного рынка. В Бельгии, которую на ярмарке по традиции представляют около половины галерей-участниц (в этом году их всего 120), разорилось несколько десятков антикваров. Правда, на место выбывших тут же встали другие — в 2009 году в Брюссель и Антверпен перебрались некоторые французские антиквары, которых привлекли более дешевая по сравнению с Парижем недвижимость, а также более гибкие правила налогообложения и таможенного контроля.

В этом году изменилось и поведение покупателя. Менеджер парижской галереи Tanakaya пожаловался, что клиент пошел больно разборчивый — чаще смотрит, чем покупает. К тому же с европейского рынка ушли американцы, в предыдущие годы покупавшие много и без лишних рассуждений. По мнению президента BRAFA Бернара де Лея, «происходит возвращение к тому, что принято называть классикой, — к ценностям, проверенным временем». «Все ищут качественные работы, — подтверждает бельгийский антиквар Антуан Лебель. — Полотна старых мастеров, китайский фарфор, мебель XVIII столетия, но только исключительного качества и состояния сохранности». При этом из разряда вечных ценностей выбыли драгметаллы и столь любимая у нас салонная живопись XIX столетия — галерей подобной ориентации стало заметно меньше.

Первое впечатление от BRAFA-2010 — супермаркет, в котором можно найти все и на любой вкус. Скульптура Древнего Египта соседствовала с произведениями Лучио Фонтана, японская гравюра — с работами Армана и Яна Фабра, китайский фарфор — с африканскими масками. На первый взгляд этот эклектизм выглядел весьма цинично. Создавалось впечатление, что в трудную годину галеристы готовы буквально на все, лишь бы угодить клиенту. Но экспозиционное изящество, с которым европейцы впрягают в одну телегу коня и трепетную лань, соединяют графику Матисса и фотографии Пола Маккарти, сглаживало все противоречия.

Еще одной приятной особенностью BRAFA остаются демократические цены. И несмотря на то что отбор на BRAFA не может сравниться по своей строгости с отбором на TEFAF, слово «репутация» является ключевым. Речь не только о том, что к участию в BRAFA допускаются лишь проверенные дилеры. Перед открытием вернисажа 100 экспертов, приглашенных дирекцией ярмарки (их имена не разглашаются), проводят ревизию стендов и указывают галеристам на сомнительные с репутационной точки зрения вещи.

Одной из самых доступных в этом году оказалась ранняя работа Владимира Наседкина, за которую на стенде Ravenscourt Galleries, единственного российского участника ярмарки, просили €300. Среди самых дорогостоящих — живописное изображение двух натурщиков кисти совсем юного Пабло Пикассо на стенде барселонской галереи Jean Paul Perrier за €2 млн. Бросалось в глаза обилие абстракций Пьера Сулажа, ретроспектива которого проходит в эти дни в Центре Помпиду, и работ бельгийца Джеймса Энсора, чья выставка с невероятным успехом прошла в музее Орсэ.

На стенде галереи Campo & Campo из Антверпена за розовый натюрморт Энсора 1910-х годов просили €140 тыс. Полотно 1920-х годов аналогичного размера, но с более эмблематическим сюжетом (шествием масок) на стенде галереи Ronny Van de Velde предлагали существенно дороже — за €750 тыс. При желании можно было найти даже Малевича — на стенде галереи Manuel Barbie среди других графических работ висела крошечная супрематическая композиция за €65 тыс. И Кандинского, за которого Ravenscourt Galleries просила €300 тыс. Скульптура из стекла Макса Эрнста с прекрасным провенансом (некогда принадлежала Пегги Гуггенхайм) была оценена галереей Le Minotaure в €25 тыс.

Кроме всего спектра антиквариата (от вотивной пластики из Месопотамии до «мебели из дворца»), классики современного дизайна и даже современного искусства, представленного, правда, скорее дилерскими галереями второго и третьего эшелонов, на BRAFA есть и то, что можно считать местной спецификой.

Прежде всего речь идет о комиксах, к которым в Бельгии испытывают особое влечение. Комиксы привезли на ярмарку сразу две галереи: 9th Art-Gallery и Les Petits Papiers. За рисунки Жоржа Проспера Реми (более известного под псевдонимом Эрже), создателя серии про приключения журналиста Тентена, просили от €2,5 тыс. до €150 тыс. Нарисованных на целлулоиде Микки-Маусов (не факт, что рукой самого Уолта Диснея) 1930-х годов продавцы оценили в €15 тыс. и более, а бронзовые бюсты героев французского комикса про древних галлов Астерикса и Обеликса — в €40 тыс. И хотя продать оригинал обложки книги Эрже «Сигары Фараона» по цене натурщика Пикассо галерее Les Petits Papiers не удалось, в целом поклонников комиксов, готовых раскошелиться, в Бельгии нашлось немало.

И вообще в первые же дни, если не часы работы ярмарки стало понятно, что опасения организаторов были напрасны: покупателей пришло много. И стремительный рост красных точек на стендах говорил о том, что ярмарка удалась.