Екатерина Истомина, ИД «Коммерсантъ»

У Софьи Троценко есть два вида оружия — неземная красота и настоящий бизнес-план. Трудно сказать, что именно воздействует на публику сильнее: эти ее длинные ноги, ее роскошные пушистые ресницы? Или же, быть может, твердая, с лакированным красным маникюром, какой предпочитала лидер британских тори баронесса Тэтчер, рука стального менеджмента хозяйки «Винзавода»? Маникюр на очаровательных ноготках и умение твердо править, управлять единоличною рукою дают значительные творческие результаты. Если только частный бизнес на чужом искусстве можно и стоит рассматривать как вид личного творчества.

«Я УЖЕ ДАВНО ЗАНИМАЮСЬ СОВЕРШЕННО ДРУГИМИ ВЕЩАМИ»
Удивительно, но жизненный путь умницы и красавицы Софьи Троценко не выглядит сказочной историей успеха. Мол, торговала в ларьке мерзлой картошкой и, бац, уже сидит в каштановом Париже. Троценко — совсем не романтический персонаж. Она и сама меньше всего хотела бы выглядеть несчастной опереточной золушкой, получившей бизнес и власть просто так.

Только кажется, что ее судьба все будто бы разыграла по нотам. Вернее, не по нотам (сама Троценко не любит использовать в беседе пышнотелые фигуры речи, одаривая зрителя возможностью почувствовать всю внутреннюю серьезность натуры), а по пунктам — словно в деловом договоре. С судьбой, как с арендатором, как с партнером по бизнесу, по проекту, здесь просто в нужный момент и хорошо договорились, и в точное время начали спокойно и уверенно править слегка опешившей фортуной.

Внешность восточной музы, тонкокостной газели Софья Троценко уравновешивает здравостью рассуждений, отличными маркетинговыми перспективами и порядком на рабочем столе. Успешна. Красива. Умна. Элегантна. Она, вне сомнений, первая в своем роде: известная владелица передового батальона галерей, не желающая иметь или получить художественное образование.

«Я родилась в Москве в 1979 году. Окончила обыкновенную районную школу в Перове. После школы я поступила во ВГИК на экономический факультет. Интересовало ли меня кино? Не слишком. Я очень хотела работать на телевидении. Мне казалось, там все очень динамично и можно быстрее, чем в кинопроизводстве, увидеть результат своей работы. Но, как это часто случается, жизнь внесла свои коррективы: еще учась в институте, я вышла замуж, одного за другим родила двоих детей и к концу обучения, когда однокурсники активно занимались карьерой, мне было некогда о ней думать. Я до сих пор считаю телевидение искусством, и мне, уже как обычному телезрителю, не хватает интересных передач о культуре. Во Франции, например, есть программа о классической музыке, которая идет в ночь с воскресенья на понедельник — так все смотрят, не спят лишний час, настолько она качественно сделана. А в России спектр культурных программ очень узок, а  ведь для всех нас важно, чтоб хорошо сделанных светлых телепроектов было как можно больше. Хочу ли я сама создавать такие проекты? Так я уже давно занимаюсь совершенно другими вещами».

«НЕ БУДУ ВАМ ЭТОГО ГОВОРИТЬ, ВЕДЬ ВЫ УЖЕ И САМИ ДОГАДАЛИСЬ»
Как же жаль, что Софья Троценко столь серьезно увлеклась «Винзаводом». Как подошел бы ей этот голубой экран! Ее выдрессированная красота разложена по пунктам, а следовательно, она была бы фотогеничной и телегеничной, идеально вписанной в каждый крохотный пиксель дорогой китайской плазмы.

Хозяйку «Винзавода», справедливо и банально отмечающую, что «телевидение дает огромную власть над людьми», без сомнений, можно представить в роли ведущей новостей государственного телеканала. Ровно в 21.00 по московскому времени Софья Троценко смогла бы тщательно взволнованным и профессионально поставленным голосом донести из московской студии до зрителей Тувы что-нибудь важное и интересное.
Из рамок экрана красивые и уверенные в себе женщины, именно такие, как наша героиня, наделенные внешностью и стержнем, базисом и надстройкой, обычно шагают в политику. И какая партия не сочла бы за счастье иметь столь красивого депутата в думской фракции? Софья Троценко, как влитая, как идеальная бронзовая медаль, смотрелась бы на высокой депутатской трибуне: она, кстати, носит приблизительно такие же серые пиджаки, какие почитала еще советский министр культуры, незабываемая старой советской интеллигенцией Екатерина Алексеевна Фурцева.

Молодая и собранная, безупречная, спортивная и уверенная в себе, с идеями и планами, с поставленными задачами и готовыми решениями. Софья Троценко умеет грациозно задуматься, спокойно, изящно ответить на поставленный вопрос или же элегантно уйти от ответа. Например, улыбнувшись: «Я не буду вам этого говорить, ведь вы уже и сами, разумеется, догадались, о чем именно идет речь».

На вопросы о семье и муже она сразу и безоговорочно наложила вето: и в самом деле, так ли уж важно знать, при каких романтических обстоятельствах модель Театра Вячеслава Зайцева встретила свою половину — ныне известного бизнесмена Романа Троценко?

Софье Троценко можно было бы доверить любой участок работы в политике. Но больше всего ей подошли бы периферийные социальные сегменты, как «искусство и культура». Сама Софья Троценко часто и подчеркнуто значительно употребляет именно такое, по-настоящему крупное, маститое, ленинское словосочетание «искусство и культура». Кстати, по своим политическим убеждениям Софья Троценко — истинный тори, консерватор, она ходит на российские выборы и голосует.

У Софьи Троценко в дорогом кармане много оригинальных, но однотипных идей, с помощью которых можно искусство и культуру развивать, то есть, по сути дела, продавать в хорошем, самом высоком смысле этого слова и, удачно продавая, нести в массы, просвещать народ. Любопытствующие человеческие массы проходят через пространства «Винзавода», оформленные лучшим косметическим хирургом в области промышленного дизайна и старой индустриальной архитектуры Александром Бродским («Он просто был самым лучшим в этом деле, и, конечно, мы выбрали его»), в немалом количестве — 5–10 тысяч человек в неделю.

«В нашей стране очень мало настоящих профессиональных менеджеров от культуры»

Сейчас на «Винзаводе» базируется двенадцать ведущих галерей, не считая кафе, магазинов и студий художников, и популярность этого места у Курского вокзала за пять лет существования центра побила все старые точки, особенно среди подрастающего поколения.

Софье Троценко действительно важно, чтобы лучшее современное искусство во всех жанрах и ассортиментах увидела растерянная, лишенная опытных учителей, но не потерявшая при этом природных талантов российская молодежь.

И владелица «Винзавода» приготовилась сама учить сопрягать пестик бизнеса с тычинкой красоты: в этом году у нее появились студенты. Она намерена превратить их в кураторов нового типа, но прежде учиться, учиться и еще раз учиться.

«После института я какое-то время занималась недвижимостью — разрабатывала варианты приспособления старых зданий к современным нуждам с последующим управлением такими объектами. Но оказалось, что бизнес без творческого компонента мне неинтересен, и я сделала свой первый проект, связанный с фотографией — фотостудию Eleven. Это была единственная профессиональная фотостудия в Москве, и несколько лет подряд там снимали всю продукцию для глянца и рекламы — ни одной студии западного образца больше не было и долго еще до нашего уровня никто не дотягивал. Тогда я и поняла, что мне интересно заниматься проектами, которые в нашей стране до меня еще никто не делал. К тому же уже началось наше семейное увлечение искусством, и я поняла, с какими проблемами сталкиваются художники, галеристы и коллекционеры в Москве, и мне захотелось сделать место, которое бы объединило все лучшие творческие ресурсы города. Так родилась идея сделать Центр современного искусства “Винзавод”».

«ЛИЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НЕ ВАЖНЫ, ЕСЛИ ТЫ ОТВЕЧАЕШЬ ЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ»
У Софьи Троценко есть несколько любимых словосочетаний. Я полагаю, что она любит словосочетания совершенно искренне, а следовательно, употребляет бессознательно. Одно популярное словосочетание мы уже упомянули — «искусство и культура», которые вместе образуют круг интересов, ряд проектов, свод законов, схему лестниц, коридоров, этажей, а также план самых решительных действий.

Ее рабочий день велик: с 8 часов утра до 19 часов вечера, в ходе дня много так называемых внешних встреч в городе, контроль за исполнением проектов, обсуждение будущих и уже свершившихся. Обзор владений своих: хорошо ли все прошло, какие недостатки, на что стоит обратить внимание в следующий раз? «Винзавод» — это большое и хлопотное хозяйство, которое Софья Троценко, как она сама утверждает, завела в немалой степени, чтобы «облегчить жизнь лучшим российским и прежде всего столичным галереям и галеристам». Однако как человек дисциплинированный, как верная жена и мать сыновей Никиты и Глеба, Троценко благоразумно не работает по выходным: она любит собак, цветы, бег и немного отдыха в загородном доме.

Второе ее любимое сочетание — «важно и интересно». К «важному» здесь следует относить все, что связано с насыщенными общественными, финансовыми и деловыми отношениями — это поиск партнеров, ход развития и рождения проектов.

Обычно этот процесс «рождения проектов», как говорит сама Софья Троценко, занимает от трех до восьми месяцев. Финансовый год на «Винзаводе» стартует, как и во многих коммерческих организациях, с 1 января, а бурные артистические сезоны, как и светский сезон, как и занятия в школе, — с 1 сентября.

«Мы стараемся работать с профессионалами, поэтому срывов и сбоев у нас совсем немного. Решение о запуске проекта принимается коллегиально, у нас на “Винзаводе”, существует внутренний худсовет, некое политбюро. Я задаю направление движения, определяю общую политику, но окончательное решение по конкретным проектам — прерогатива внутреннего худсовета. Самая частая причина срывов — непрофессионализм партнеров. Если вижу, что что-то идет не так, то могу сказать: “Стоп”. Конечно, не всем такой подход понятен. Но ведь очень часто с проектами приходят люди или организации, у которых совершенно нет опыта в этой области, они не знают технологий и представляют себе процесс совершенно иначе. Или приносят просто неинтересные коммерческие проекты с минимальной культурной составляющей. Заходят и агенты, которые просто хотят распилить бюджет спонсора за наш счёт».

К «важному», впрочем, относится и прибыль от проектов, хотя сама Софья Троценко не называет получаемый доход приоритетом в своей работе. Она считает, что делать деньги на искусстве — это правильно, справедливо, разумно и иногда выгодно. На взгляд стороннего наблюдателя капиталистическая, вернее, монетарная структура «Винзавода» выглядит буколическим социализмом. Дивиденды от проектов не выносятся на съедение непросвещенным и жадным акционерам, поскольку последние отсутствуют как класс, а вливаются обратно в опустевшую бутылку, то есть утекают на развитие центра и его программ.

Ко всему «интересному» Софья Троценко в настоящий момент относит свой новый проект под кодовым названием «Просвещение». С 1 сентября госпожа Троценко работает в почетной должности декана продюсерского факультета Школы-студии МХАТ: деятельность совершенно новая (хотя и ожидаемая), поэтому логично, что хозяйка «Винзавода» волнуется и всячески обживает кабинет.

«Работая на “Винзаводе”, я пришла к печальному выводу: в нашей стране очень мало настоящих профессиональных менеджеров от культуры, которые могли бы идею — даже самую блестящую — качественно реализовать, как в США, Европе или, например, в Сингапуре. Можно, конечно, сказать, что менеджмент, он и в Африке менеджмент, но есть же все-таки и какие-то национальные особенности! Факультеты МГУ дают только базовое образование. Меня пригласили для того, чтобы добавить к классическому образованию практические навыки и выпускать арт-менеджеров, готовых работать в области культуры. Методики обучения останутся государственными, моя задача — наполнить образовательный процесс актуальными педагогами и предметами. Важно ли, люблю ли я театр сама? Люблю, но не в этом суть, при чем тут мои собственные вкусы и пристрастия. Личные приоритеты не важны, если ты отвечаешь за функционирование системы. У меня, например, нет художественного или искусствоведческого образования, но это не мешает мне заниматься “Винзаводом”».

«НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ СКАНДАЛ ГЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»
Софье Троценко иногда, впрочем, немного мешают работать нелюбимые словосочетания. Например, такое — «провокация и скандал». То есть те вещи, понятия, явления и ситуации, без которых, казалось бы, давно немыслимо (простите нам этот невинный оксюморон) современное искусство.

«Скандал очищает воздух!» — от великого дадаистского клича, под которым бы подписался уже и самый консервативный из всех британских тори, в современном пространстве «Винзавода» бегут как черт от ладана. Скандалов и провокаций на «Винзаводе» не ждут, не любят, от них очищаются, и это позиция Софьи Троценко. Нет никакого идеологического секрета: просто все должно быть прилично, без скандалов, без спекуляций, как бы без грязных пятен на скатерти. «Винзавод» — это не сквот, не опасная творческая лаборатория и никак не пристанище контркультуры. Это высококультурное общество, созданное словно бы по заветам Анны Павловны Шерер.

«Я сознательно, принципиально избегаю любых скандалов и провокаций. Я уверена, в том, что скандалы и провокации рождают огромное количество всевозможных публичных спекуляций, споров, слухов и сплетен. А после какого-нибудь провокативного мероприятия автоматически возникает масса разнонаправленных обсуждений, в которые вовлекается большая, неопытная, неподготовленная, непрофессиональная аудитория. Велика вероятность, что такие обсуждения, на грани фола, этой аудитории совсем не понятны. Затем, и это важно четко понимать, “Винзавод” — не просто частная галерея, которая отвечает сама за себя, а собрание галерей и других культурных институций. Такой зонтичный бренд. У нас работает много людей, и если кто-то совершил ошибку, то все остальные невольно оказываются вовлеченными и сопричастными ей. Конечно, существует мнение, что скандалы вызывают интерес у зрителя и в возникающей вокруг них дискуссии может родиться какая-то истина. Но нельзя делать скандал самоцелью или главным инструментом современного искусства».

И все-таки можно ли назвать «Винзавод» мероприятием для яппи, для истеблишмента? Сама Софья Троценко, чей любимый музей — всегда такой ласковый парижский Орсе, искренне удивится такому странному вопросу: разве яппи в здравом уме заинтересуется уличным граффити или инсталляциями?

Негативного мнения Софья Троценко придерживается о политике и религии — как о темах для современного искусства. Решение «не преступать черты», как говорит сама хозяйка «Винзавода», было принято с самого начала. Политика и религия выведены за рамки по причине их «спекулятивности», но на самом деле из-за вполне очевидных опасений: ведь за это могут наказать, закрыть, отобрать.

Впрочем, как говорит сама Софья Троценко, «у нас есть работы, в которых присутствует политика». И одна из таких работ «Винзавода» — это визит важного политического деятеля и интересного фотолюбителя Дмитрия Медведева. Тот 8 февраля нынешнего года посетил выставку «Лучшие фотографии России» на «Винзаводе». Это был первый визит столь ответственного лица в частную институцию, которая занимается современным искусством.

Молодая, красивая, успешная женщина, ку­ратор-функционер, бизнесмен оригинального типа сказала о своем госте простые слова: «Он поразил меня неформальным подходом и действительно искренним интересом к фотографии. Я считаю очень важным, что он выбрал для визита “Винзавод”, а не государственный музей».