Михаил Боде, Москва — Лондон

По традиции во вторую декаду октября гигантский тент белой палатки накрыл более 150 галерей, приехавших на лондонскую Frieze Art Fair. Но если прежде эта палатка напоминала опытную станцию ботаников, изучающих растительность прямо на месте, — тент традиционно накрывает и деревья Regent’s Park, то теперь здесь, похоже, работают сплошь археологи.

О ценах на Frieze не любят особенно распространяться. Может быть, потому, что, ответив на один вопрос, галерист вынужден будет ответить и на другие

Раскопы встречают посетителя прямо у входа на ярмарку. Кажется, что свалишься прямо в яму, где виднеются обломки каких-то древнеримских фризов и карнизов и фрагменты неких помпейских росписей. Толстое стекло сверху предупреждает несчастные случаи, планшет с документацией предупреждает о том, что здесь над проектом Frozen (в рамках некоммерческой программы Frieze Projects) поработал 28-летний японско-британский художник, живущий в Берлине и Мехико, призер нынешней премии The Cartier Award Саймон Фудзивара. И  надо сказать, что накопал он глубоко и много: на ярмарке можно встретить еще около пяти таких шурфов, причем в самых людных местах, так что в любом случае на них обращаешь внимание. Фудзивара занимается такого же рода археологией, как чета французских фантазеров Анн и Патрик Пуаре или как наш соотечественник Дмитрий Плавинский. В открытие остатков древнеримского поселения в Regent’s Park поверить, конечно, можно: Londinium некогда был форпостом римского мира. Однако в то, что именно на территории Regent’s Park находился и art market, и луппонарии, и захоронения художников, в это верится с очень большим трудом. Но Фудзивара настаивает на том, что как сейчас обходятся с художником, так обходились и в другие времена. Как именно, скажем чуть ниже.

Хотя, может быть, японско-британский артист наговаривает на art market. К примеру, Frieze относится к ним с большим почтением: первая половина его ежегодного гроссбуха — Frieze Yearbook — посвящена именно иллюстрированным досье художников, а сведения о галереях приведены ближе к концу, как бы между прочим. Вероятно, в этом сказывается особое британское уважение к «производителям» art’а.

Так или иначе ироническая фантазия Фудзивары на древнеримские темы оказалась вполне уместной. Сама конфигурация стендов на Frieze напоминает древнеримский лагерь. В главном каре расположены основные галерейные подразделения, построенные в когорты под литерами от A до G, здесь и две московские галереи. XL выставила объекты группы «Электробутик», фотографии Игоря Мухина из серии «Монументы», объект Ирины Кориной Smile (с электророзеткой) и большую инсталляцию-стеллаж Алексея Булдакова «Файлы». Regina — работу Семена Файбисовича из серии «Разгуляй», фотографии Сергея Браткова, Forest Experience Стаса Воловского и работу французской группы Claire Fontaine «Разрушение молодит». Завершает парад секция Frame, где собрано 25 экспозиций молодых галерей, показывающих в основном молодых же художников. Впрочем, заходить на стенды с литерой F не всегда безопасно. Например, по одному из них летают и разбиваются о стенку тарелочки из аппарата для стрельбы, а на другом могут предложить отдохнуть перед телевизором, правда, в разваливающихся качелях.

На стендах от A до G все солидно, в первую очередь солидные художники: в Waddington — Питер Хэлли с неогео, со старым гео Йозеф Альберс, с вечными бронзовыми кроликами Барри Фланаган, с резанным металлом Билл Вудроу и Д. Чемберлен, с живописью щеткой (кстати, и самой этой щеткой) Антонио Тапьес, рисунки Генри Мура и Жана Дюбюффе, в Annely Juda — фирменные упаковки Кристо, фирменный же металлолом Энтони Каро и Дэвид Нэш с максималистской резьбой по минималистским деревянным брускам, в Goodman черным дымком вьется бронзовый «Портрет» Тони Крэгга и там же черными тучками маячат два панно Джона Бальдассари.

В наимоднейшей White Cube сплошные art-сливки — витрина с рыбками от Дэмиена Херста под названием «Настоящий Художник Помогает Миру Открывая Мистические Правды» (способ приготовления не совсем ясен: все тот же формалин или копчение, но цена известна — работа продана в день открытия за £3,5 млн), антикварный портрет дамы, подвергнутый чудовищной пластической операции братьев Чапменов, огромное фото Андреаса Гурски, вобравшее в себя, как кажется, все этапы Tour de France и вездесущие на Frieze фигурки из кубиков Энтони Гормли.

У Gagosian вообще нет никаких этикеток. Таков принятый там этикет. Вероятно, там считают, что показывают таких художников, что называть их имена просто излишне (так или иначе по цветам и по цветным кружочкам можно распознать Уорхола и Херста соответственно). Цены на этом стенде, конечно, назовут, предварительно оценив взглядом дресскод потенциального покупателя.

Вообще о ценах на Frieze не любят особенно распространяться. Может быть, потому, что ответив на один вопрос, галерист вынужден будет ответить и на другие. К примеру, отчего такой безумный спрос на стеклянные контейнеры с мусором художника Макса Фризингера? Судя по красным меткам в галерее Contemporary Fine Arts, таких опусов в духе неодада сорокалетней давности в первый же день ярмарки было продано аж шесть штук £35 000 каждая. То, что нео-поп-арт Сильви Флери (галерея Thaddaeus Ropac) — «Седло для Гуччи» и «Белое золото» — действительно стоит довольно дорого, говорит сам материал — white gold. Тем не менее ясности и определенности арт-рынок не обещает. Возможно, по этому поводу иронизирует известный скульптор-ерник Марк Куинн, его бронзовый современный Гамлет с черепом в руке так и называется «Момент ясности» (или же «Момент истины»), продают его за £200 тыс. Символично то, что стоит он, погруженный в свои размышления неподалеку от «Седла Гуччи».

Как было обещано, расскажем до конца историю, придуманную Саймоном Фудзивара. В предпоследнем раскопе — рваные исписанные папирусы и пергаменты. Речь идет о художнике, разорвавшем свои отношения с работодателем, но потом раскаявшемся в этом. И, наконец, последний шурф — раскопанная могила художника плюс ремарка «следователя» Фудзивара: покончил с собой? Или убит? На этом «археологические» исследования заканчиваются. И главное — вовремя, поскольку дальше начинается молодежная секция Frame. Зачем пугать молодых?