Мария Семендяева, Коммерсантъ

ЦСК «Гараж», Москва, 23 апреля – 5 июня 2011

Выставка в «Гараже» посвящена современному американскому искусству и разделена на три части: «Уличный панк», «Новая абстракция» и «Буйная фигуративность». Куратор Кэти Грейсон собрала около шестидесяти нью-йоркских художников из тех, что довольно известны, но еще не суперзвезды. Сама Кэти Грейсон начинала свою кураторскую деятельность под руководством Джеффри Дейча в его галерее. Там, по ее словам, начиналось то, что теперь распространилось повсеместно — совмещение художественной выставки с концертом, акцией. Маргинальное уличное искусство сравнялось с произведениями элитарной абстракции, с музыкальным перформансом, да много еще с чем. На New York Minute этот дух отражен в полной мере.

«Уличный панк» оказался внезапно самым близким российским реалиям разделом. Один из центральных экспонатов — работа «Низвергни власть» Спенсера Суини. Чего стоит одно название, но и сама работа — подвешенная вверх тормашками полицейская машина — вызывает немедленную ассоциацию с «Дворцовым переворотом», акцией группы «Война». За эту акцию, в процессе которой участники группы переворачивали машины милиции, Олег Воротников и Леонид Николаев до сих пор находятся под следствием. Но у Спенсера Суини все не так серьезно, как у группы «Война» и российских правоохранительных органов: в перевернутой машине со знакомыми всему миру по сериалам инициалами NYPD висит диско-шар.

В двух других разделах выставки — абстрактном и фигуративном — тоже царит дух вечеринки. Кислотные цвета и невообразимые сюжеты перебивают друг друга. Эти работы дают ощущение веселого безумия или, правильнее сказать, потрясающего трипа, в котором смешались воспоминания о нью-йоркской абстрактной школе, Энди Уорхоле, американских ценностях и граффити в метро. Все эти художники слишком разные, и все-таки они вместе, куратор выставки это специально подчеркивает: «Художники выставлялись вместе, тусовались вместе, встречались друг с другом, учились или творили в двух шагах друг от друга». Посмотрев эту выставку, мы должны получить представление о том, какие тренды сейчас существуют в нью-йоркском современном искусстве.

Однако несмотря на замечательную стройность этой выставки, на ее свежесть и молодежность, в ней как-то слишком много упоения «нью-йоркскостью». Мегаполис, быстрый город и еще «минутка» в названии выставки — вроде как это все шутка на тему несущегося в Нью-Йорке времени, но одновременно это и то, что может раздражать. Это искусство яркое, как неоновая реклама, и остроумное, как политобозреватель, но насколько оно самоценно, неизвестно. Даже полицейская машина, висящая вверх дном, — не настоящая полицейская машина, а перекрашенное такси, об этом сообщается в аннотации к работе. Это не страшно, но выставка NY Minute — это аттракцион. Увлекательный и, повторимся, очень свежий, молодежный и модный, но совершенно безыдейный, как, собственно, и должно быть в сегодняшнем мире.

Этому, наверное, кто-то может порадоваться, все же искусство пока что остается искусством, и только редкие его представители вырываются в мир, переворачивая машины, запихивая женщинам во влагалище свежеощипанных куриц и возводя могучие фаллосы на питерских мостах.