Ольга Кабанова

Московский музей современного искусства 7 сентября – 17 октября 2010

Res publica — выставка скромных достоинств, хотя без недостатков. Скроена по проверенному лекалу, аккуратно пошита, смотреть ее не обременительно, но не обязательно. Несколько выставок такого же уровня показали в Москве в рамках нынешнего года «Россия–Франция», что хорошо. Как раз добротные выставки современного искусства у нас редко увидишь, особенно в Московском музее современного искусства, где видео показывают так же качественно, как в подпольных видеосалонах далеких девяностых, а фотографии легко клеят прямо на стенку. Но будем честны, мы по таким скромным выставкам не скучаем, мы любим ярче, громче и все гениальное. Так привыкли.

Кураторы Res publica, название переводится с латыни как «общее дело», Николя Одюро и Елена Яичникова выбирали работы из закупок CNAP (Centre national des arts plastiques) последних пяти лет. И выбрали хорошо, благо было, из чего выбирать, — центр собирает работы художников всего мира.

Явно не ошиблись с фотографиями. Лучшие из них — серия Ренеке Дикстра о мужании молодого бойца Иностранного легиона и поясное изображение президента народа Навахо Бруно Серралонга — представляют собой несколько старомодные психологические портреты. Но французские закупщики и кураторы, как стало понятно из выставок этого года культурной дружбы, не стремятся бежать впереди паровоза, они и традиционные рисунки показать могут. И не очень традиционные, например, остроумные портреты Томаса Брейля, образованные из рисованных пуговиц или графиков биржевых бюллетеней.

Видео, как всегда в ММСИ, повезло меньше. Из показанных прямо на стену легко смотрится только смешное «Шествие теней» обычно мрачного Уильяма Кентриджа. Его имя на выставке, пожалуй, самое известное, и работы молодых рядом с мастером такого класса заведомо проигрывают.

Наивен и скучен оказался ролик приезжавших на выставку Фабиана Жиро и Рафаэля Сибони: молодые люди долго и безрадостно играют в пейнтбол, будто и вправду воюют. Зато авторы на пресс-конференции хорошо говорили о необходимости социальной активности без ангажированности, показав себя талантливыми демагогами.

Довольно демагогичной можно считать и концепцию выставки: кураторы утверждают, что представляют не просто набор произведений, а некое дискуссионное общественное пространство. Но даже ярко политически окрашенные вещи вроде эффектной инсталляции Мунира Фатми, составленной из книг про ислам и 11 сентября так, что отброшенная тень напоминает силуэт Манхэттена вместе с башнями-близнецами (в этой роли — два тома Корана на языке оригинала), оказываются пластическим упражнением, а не пламенным антитеррористским высказыванием.

Зато, запишем это в плюсы Одюро и Яичниковой, и программа выставки, и экспликации к работам написаны по-человечески, местами даже с чувством, а не на давно вышедшей из моды псевдонаучной фене. И тему выставки они выбрали модную — социально-политическую. Ну а что не удалось ее провести, так это, может, и к лучшему.