На вопросы анкеты «Артхроники» отвечает художник Наталья Кучумова, чья выставка проходит на «Винзаводе» в рамках спецпроекта по поддержке молодого искусства «Старт»

Ваше образование и профессиональный  бекграунд: учились ли вы где-нибудь современному искусству, показывали ли где-нибудь свои работы до выставки на «Старте»?

Я закончила Художественно-промышленную Академию им.  Штиглица  (в народе «Муха») два года назад и до сих пор не определилась, до какой степени  мне мешает или помогает  классическое художественное образование. Умение  рисовать,  как лучшие мастера  классического искусства, это превосходно!  Большая честь, что Россия чуть ли не единственная страна, где осталась традиционная  классическая школа рисунка. Одного не хватает приверженцу  школы – простого логического вопроса «Зачем я это делаю?»

В этом главное отличие «Базы» – института современного искусства. Решение о подаче заявки было скорее интуитивным, да и набор-то  был первым.  И здесь что-то  сомкнулось, когда  работы стали обретать смысл, когда комок из вопросов и идей стал выстраиваться в концепцию.  Все занятия в «Базе» проходят  в форме обсуждения.  Нет запретов, но есть полновесная  критика, мнение студентов не всегда могут совпадать с мнением  Анатолия Осмоловского , Константина Бохорова или Дмитрия Гутова – тогда возникают горячие споры, и все понимают , что собрались не зря. А вот технические художественные навыки  ребята, как оказалось, способны получить самостоятельно. На территории «Базы» заработала практика внутренних выставок – прекрасное поле для тренировок как для художников, так и для критиков.  Уточню, что у нас два направления – художники и критики. Опять же, нет рамок для каждого из них – критик также может выставить свое произведение, как и художник – попробовать свои силы  в теории.

«Самая древняя кража» – моя первая персональная выставка, и я рада, что удалось «высказаться» именно на площадке молодого искусства «Старт», так как именно этот проект дает возможность молодым художникам из регионов, таким же как я, заявить о себе.  А сейчас это еще и обновленное помещение,  площадка обрела выставочный вид «белого куба».

Ваш проект на площадке молодого искусства «Старт» о чем он?

Однажды, очень много времени назад человек начертал несколько линий , обозначив так свою мысль. А позже он показал надпись другому человеку – вот именно  в этот момент и произошла первая  «кража» письменности у речи. Судьба любого написанного текста печальна – где те библиотеки, от которых остались лишь предания. Человек полностью доверился тексту, вложил в него свою память, опыт, и остался ни с чем.  Моя основная нить проекта – письмо, которое крадет у человека его сокровенное, что отличает от животного мира, – речь.  Инсталляция из черных глиняных плиточек на площадке   – это иллюстрация того, как человек теряет способность говорить и общаться. Плиточки  имеют на поверхности  едва  заметные буквы, иероглифы, знаки, а то и целые фразы, которые едва-едва читаются. Когда эти начертания проходят через огромный слой времени, от них почти ничего не остается. А следом идут современные гаджеты, которые несут в себе такие же формы письма, и, по сути, ничего не меняется, маленькие тексты  рекламы быстро сменяют собой тексты новостей в просторах интернета, а человек все больше проникается доверием  ко всему что бы ни было написано.

Мое внимание останавливается  на  носителе письма.  Я сравниваю глиняную табличку с современным гаджетом (например электронная книга), с обычным  тетрадным листом, со свитком, с книгой – от эпохи древней Месопотамии до 2013 года. Здесь, в письменности, остается неизменным одно – это форма самого носителя текста. Эту форму придумал человек сам для себя.  В этой  форме все от человека – пропорции, размеры.  Даже если  он складывает лист или сворачивает, все равно остается эта же универсальная форма прямоугольника.  Основную часть экспозиции занимает роспись на стене. Здесь идет игра слов роспись и письмо – имеют один корень.

Зрителю представлены  четыре абстрактных  формы, очень похожие на лист бумаги, только «прошедший» огромный  отрезок времени. Они охватывают собой всю историю человека  от момента зарождения цивилизации.  Только представьте себе, как человек быстро листает страницы в интернете, соцсети, и уже не читает  содержание объявлений, новостей, статей. Он заранее доверяет, он даже не сомневается  в правдивости или, допустим, в безопасности информации  текста. Одного присутствия знакомой формы листа с буквами хватает уже для составления даже мнения (положительного или отрицательного) о содержании  текста. Так сама техника исполнения росписи имитирует рукопись, прочесть которую  невозможно.  Остался один  образ как напоминание – через черное пятно «дыра» в стене ведет  обратно к образу. Это пульсация  состояния времени, состояния человека в безумном хаосе информационного потока.

Ваши приоритеты – что для вас важно, на что вы ориентируетесь в первую очередь?

Я стремлюсь показать зрителю, что реальность – это не обязательно только то, что мы привыкли видеть. Я беру в качестве тем настолько ставшими естественными  вещи, что их не принято обсуждать, поскольку и так все сказано и доказано было ранее. Через  призму таких вещей я пытаюсь  структурировать  время.  Понять его состав и определить ему (времени) форму. В этом смысле абстракция ярче всего может себя проявить в плане диалога «художник-зритель».

Какие художники для вас важны, какие проекты / выставки из тех, что вы видели за последние несколько лет, показались наиболее интересными и значимыми для вас?

Художников, повлиявших на меня, много. Например, американские минималисты – Ева Гессе, Сол Левит, Дональд  Джадд, Тони Смитт , Генри Моррис, Карл Андре, Барнет  Ньюман и  Хелен Франкенталер. Мне очень интересны итальянские художники движения арте повера:  Джузеппе  Пеноне, Яннис Кунеллис

Что еще на вас влияет – книги, кино, музыка и т.п.?

Влияет опыт каждого дня. Главное – это иметь свое отношение к тому, что видишь и слышишь. Художественная литература пока осталась на втором плане и ее заменила философия, статьи и книги об искусстве. Много написано на английском – приходится самостоятельно как-то переводить. Из кино я все чаще смотрю  фильмы на социальные темы, такие как «Розетта», «Эксперимент  “Повиновение”», «Боже , благослови Америку». Мне интересна современная  архитектура таких мастеров, как, например,  Петер Цумтор и Тадао  Андо.

Как влияют события окружающего мира – политические, экономические и социальные – на то, что как работаете над своими проектами?

Я не политический художник. Но я определенно имею свою позицию и отношение  к происходящему.  Мои работы поднимают социальные темы, я рассматриваю в них такие проблемы, как время и память. Первого и второго остается все меньше. Этот вывод на уровне ощущений – бывает ли у вас так, что вы не помните вчерашний день , или завтракали ли сегодня утром? А как часто каждый из нас удивляется – как быстро приходит вечер!  У этих проблем глубокие корни, которые происходят, как я думаю, по причине потери самостоятельности человека.  Именно с этими темами я работаю. Да. Я беру социальные темы для работы, и говорю о них на художественном языке.  Язык искусства – это единственная возможность говорить свободно. А для зрителя это возможность обрести новую свободу. А человек который раз почувствовал свободу. Уже никогда от неё не откажется.

Важна ли для вас работа с куратором? Кем был для вас куратор, когда вы готовили выставку на «Старте»: соавтором, старшим коллегой, сторонним наблюдателем?

Это был первый опыт работы с куратором. Я считаю, мне повезло: работать с  профессионалом, который  еще и обладает  творческим мышлением – это большая удача. Поэтому Мария Калинина мне была старшим другом и коллегой. Мне кажется, что каждый молодой художник мечтает получить для работы совершенно пустое пространство с абсолютно чистыми стенами, и услышать:  «Ну, давай!». И вот он может там красить, строить  объекты  и т.д.  Но на деле без предварительного опыта  работы с  освоением пустого пространства, крайне сложно  сориентироваться и не потеряться среди 4-х стен.  И тут приходит на помощь куратор. С Марией было прежде всего легко общаться и прийти к общему согласию. Самый ценный опыт – это время, проведенное в обсуждении. Для меня было очень важно услышать мнение постороннего  человека, несмотря на то, что Мария сама была непосредственным участником процесса. Главное, что куратор быстро понимал меня , а мне как художнику были близки размышления Марии. На первой встрече разговор начался  со слов: «Это будет эксперимент», и я поняла, что мы сработаемся.  Очень важно, я считаю, уже на первых ступенях получить такую профессиональную и в тоже время дружескую  поддержку.

Выставка Натальи Кучумовой «Самая древняя кража» продлится на площадке молодого искусства «Старт» до 12 июля