Выставка «Пигоцци, Стоп! Съемка с короткой дистанции», открывшаяся в МАММ/МДФ, на первый (да и на второй) взгляд напоминает обычную светскую хронику. Набор персонажей – рок- и кинозвезды,  бизнесмены, получившие статус культовых, плюс небольшое количество наиболее очевидных арт-селебритис – вполне предсказуемый, ситуации, в которых они запечатлены, иногда оказываются забавными, а самые старые снимки неминуемо вызывают ностальгическое умиление. На выставке можно полюбоваться снимком Билла Гейтса нос к носу с заспиртованной акулой Дэмиена Херста. Или портретом Стива Джобса, явно раздраженного тем, что его снимают в тот момент, когда он ведет напряженные переговоры по мобильному телефону. Фотографиями Мика Джагерра, посреди вечеринки полностью ушедшего в беседу с Дэвидом Боуи – и ржущего вместе с Арнольдом Швраценнегером.

Здесь можно увидеть молодого, печального и романтического Стивена Спилберга в темных очках и шляпе  и Джулиана Шнабеля в косухе на голое тело и пижамных штанах. Йоко Оно, отплясывающую вместе с Майклом Дугласом. Парочку похожих на ярмарочных силачей темнокожих гигантов в ковбойских шляпах – охранников Rolling Stones. И очень домашний снимок с троицей главных воротил арт-бизнеса – Чарльзом Саатчи, Лео Кастелли и Ларри Гагосяном в плавках.

Впрочем, главный герой выставки в данном случае остался за кадром – это ничуть не менее известный, чем запечатленные на его любительских снимках знаменитости, Жан Пигоцци. Родившийся в Париже и живущий в Швейцарии бизнесмен  знаменит множеством необычных увлечений, из которых фотография – наименее экстравагантное. Пигоцци выпускает собственную линию одежды  – для джентльменов за тридцать, которым  хочется носить что-нибудь забавное типа гавайской рубашки с узором из скелетов и цветов, в которой Пигоцци был на открытии. Он также построил лабораторию для изучения биологии моря на тихоокеанском побережье Панамы. Но, наверное, больше всего Пигоцци известен как коллекционер, владелец уникального собрания современного искусства Африки, познакомиться с которым не так давно могла и московская публика.

 

– Несколько месяцев назад вы уже приезжали в Москву, но в другом качестве – не фотографа, но коллекционера: в Центре современной культуры «Гараж» проходила выставка «JapanCongo», на которой было представлено конголезское и японское искусство из вашего собрания; куратором выставки выступил знаменитый художник Карстен Хеллер. Ваше собрание современного африканского искусства – самое известное в мире. Когда и почему вы стали собирать это искусство?

Я начал собирать его двадцать с лишним лет назад – после того, как в 1989 году увидел в парижском Центре Помпиду выставку «Маги земли», сделанную Жаном-Юбером Мартеном. Я пошел на эту выставку и был совершенно поражен. До этого мои представления об африканском искусстве сводились, как и у большинства людей, ко всяким этнографическим деревяшкам и позолоченным побрякушкам, а тут я увидел художников, которые делали живопись, скульптуру, потрясающие фотографии, о которых я не имел раньше ни малейшего представления. Для меня это стало откровением, и с того момента я начал коллекционировать современное африканское искусство.

– Поскольку ваша коллекция – единственная в своем роде, вы, наверное, часто даете вещи из нее на различные выставки?

О да, думаю, речь идет о сотнях выставок по всему миру. Одна из самых лучших выставок моей коллекции была в музее Гуггенхайма в Бильбао, сценографию там делал знаменитый итальянский архитектор и дизайнер Этторе Соттсас.

– В основном проекте третьей Московской биеннале, куратором которой был Жан-Юбер Мартен, также было немало произведений из вашей коллекции?

Да. И это были работы не только африканских, но и японских художников, которых я начал собирать не так давно. Меня увлекло совсем молодое японское искусство. Японцы куда интереснее, чем более популярные и известные китайцы – они более сумасшедшие и странные, и именно это меня интересует.

–  На сайте вашей коллекции вы пишете, что вас не интересуют политические идеи, будоражащие художественный мир. Но разве само ваше решение коллекционировать именно африканское искусство не подразумевает некий политический выбор?

Вовсе нет. Меня интересуют только визуальные качества работ, и мне не важно, откуда родом художники, создавшие именно эти понравившиеся мне работы, – они могли бы быть и из Болгарии или Канады. Мне не важно, был ли Пикассо коммунистом, а Уорхол – республиканцем. Политические взгляды художника меня интересуют только когда речь идет о концептуальном искусстве, где политический месседж становится содержанием работы. Но и тогда меня это интересует с художественной точки зрения.

 Но в случае многих африканских художников этот политический месседж работ как раз очень важен и очевиден.

Да. У них тяжелая жизнь, в Африке такая коррупция, что о ней просто невозможно не говорить. Конечно, это очень важно. Но это не та составляющая искусства, которая интересует меня прежде всего, я покупаю работы не ради их политического содержания.

–  А западное искусство вы собираете?

Очень мало. Я начинал с этого. У меня была коллекция, как у плохого дантиста из Глазго: маленький Клементе, маленький Уорхол, маленький Сол Левитт – проходные вещи, никаких шедевров, таких коллекций тысячи. Так что в конце концов я решил сосредоточиться только на африканцах и японцах.

–  Ваша коллекция открыта для публики?

Нет, у меня нет музея, я не настолько богат, чтобы его построить. Именно поэтому я сделал сайт, на котором ее можно увидеть, – не говоря уже о выставках, на которые я даю вещи.

–  Но вы, вроде бы, открыли музей в Африке?

Не совсем так. Я помог деньгами маленькому музею малийского фотографа Сейду Кейта, величайшего африканского фотографа всех времен.

–  А вы встречались лично с теми африканскими художниками, чьи работы есть в вашей коллекции?

Да, почти со всеми.

–  Вы их фотографировали?

Да, конечно – я снимаю всех людей, с которыми встречаюсь. Но эти фотографии не попали на московскую выставку.

–  Жаль, было бы интересно увидеть, как они выглядят, – ведь их снимают куда реже, чем, скажем, Мика Джаггера.  Вы не боитесь, что уже практически невозможно снять как-то по новому тех сфотографированных вдоль и поперек знаменитостей, чьи снимки представлены на вашей московской выставке?

Ну, меня часто приглашают на те же вечеринки, что и их, так что я могу не караулить их на улице, как папарацци, а снимать там, куда папарацци не пускают.

–  Вы коллекционируете искусство, занимаетесь фотографией, запустили свою линию одежды. Что из этого для вас просто хобби, а что – нечто большее?

Конечно, все это для меня в каком-то смысле развлечения, я занимаюсь этим, потому что мне интересно, но заниматься этим надо всерьез – что  отбирает много сил и времени. У меня практически нет времени на обычные хобби типа рыбалки или тусовок по ночным клубам. Даже фотография занимает кучу времени.

–  Вы фотографируете на цифровую камеру?

Сейчас да, хотя мне больше нравится классическая фотография. Но с ней все больше и больше мороки – нужно искать пленку, лаборатории, которые занимаются проявкой. Вдобавок мне часто случайно засвечивали пленку во время досмотров в аэропортах.

– Почему вы снимаете в черно-белом варианте?

Потому что реальность не черно-белая, и черно-белые снимки добавляют ей новое измерение. К тому же на цифровой фотографии цвет кожи всегда получается чудовищным, а в ч/б все не так страшно.

– Вы снимаете только тех рок-музыкантов, чью музыку вы любите?

Я почти не снимаю молодых музыкантов –  просто потому, что не знаком с ними лично. Но я правда люблю U2 и Rolling Stones, которых вы можете видеть на многих моих снимках. Я все время их слушаю. А еще я слушаю много африканской музыки:  мне нравится слушать песни, когда я не понимаю слов.

Вопросы задавала Ирина Кулик.

 

Выставка «Пигоцци, стоп! Съемка с короткой дистанции» (фотографии Жана Пигоцци) открыта в Мультимедиа Арт Музее до 22 января 2012 года. Партнеры выставки – Росбанк и Pirelli.