Фрагмент работы Джулиана Розефельда © Предоставлено пресс-службой музея

Фрагмент работы Джулиана Розефельда © Предоставлено пресс-службой музея

ВИКТОРИЯ МАРЧЕНКОВА сходила в открывшийся недавно Музей экранной культуры и решила, что первая его выставка сделана, скорее, в традициях прошлого, чем настоящего.

На прошлой неделе в Манеже открылось сразу несколько музеев, в их числе Музей экранной культуры, созданный на базе центра «МедиаАртЛаб». Хотя понятие «музей» в данном случае весьма условно. Это, скорее, пространство для временных выставок видеоарта, первая из которых называется «Видеодыры. I do not know what it is I am». В одном из секторов цокольного этажа Манежа разместились девять работ. На втором этаже в полноценном формате вскоре откроется  медиатека, работающая пока в демо-режиме.

То, что это демо, видно и на выставке, которой, к сожалению, не хватает музейной отточенности. Работы с отклеивающимися этикетками на «Видеодырах» находятся за подколотыми занавесками. Проблема звукоизоляции плохо решена гипсовыми перегородками, звук рассеивается в пространстве, и при просмотре видео, для которых не предусмотрены наушники, нет возможности погрузиться в атмосферу работы или сосредоточиться на созерцании, что для видеоинсталляций часто крайне важно. И уж, конечно, решающее значение это имеет для выставки, цель которой – «девять маршрутов, девять путей бесконечного поиска и блуждания человека во времени и пространстве».

Фрагмент работы Ян Фудуна © Предоставлено пресс-службой музея

Фрагмент работы Ян Фудуна © Предоставлено пресс-службой музея

Проблемы со звуком, как удалось выяснить у куратора выставки и директора музея Ольги Шишко, связаны с рядом инженерных ограничений Манежа и, разумеется, недостаточным финансированием. (Хотя музею хватило финансирования на организацию публичной лекции Питера Гринуэя, приуроченную к официальному открытию, а также прошедшей тогда конференции «Медиатека как новый центр образования, музейная коллекция и цифровой архив».) На недостаток финансирования сослался и архитектор внутреннего пространства обновленного Манежа Юрий Аввакумов.

Экспозиция «Видеодыр» оснащена сидячими местами, что правильно – некоторые из представленных работ требуют длительного просмотра, так как находятся в том самом люфте между кино и видео, в котором и работает «МедиаАртЛаб» (как уточнила на открытии выставки Ольга Шишко, полный просмотр выставки займет около шести часов). Благодаря этому есть возможность посмотреть целиком, к примеру, фильм Яна Фудуна «Ночной страж», снятый на 35-миллиметровую пленку и затем оцифрованный. Если говорить об  участниках выставки, то здесь одно пространство делят Гари Хилл, Марина Абрамович с Улаем, Тони Оурслер и Тьерри Кунцель, как бы маркированные статусом классики, несмотря на относительную новизну работы Хилла «Слепая зона», созданной в 2003 году. Малоизвестный в России Тьерри Кунцель в 1970–1980-е годы стал известен своими исследованиями фильма при помощи текста (он также работал кинокритиком) и с точки зрения непосредственно видео. В разряд классики попадает и Билл Виола. Представлены уже упомянутый Ян Фудун, Йеспер Юст, Джулиан Розефельд. Единственные российские участники – группа «Провмыза» с фильмом «Вечность» (2011).

Фрагмент работы группы «Провмыза» © Предоставлено пресс-службой музея

Фрагмент работы группы «Провмыза» © Предоставлено пресс-службой музея

Желание создать приемлемые условия показа и восприятия работ выразилось в разнообразии способов экспонирования – на проекторах, плазмах, с открытым звуком и звуком в наушниках. Достаточно сложно определить четкое кураторское высказывание этой выставки. Ссылка в ее названии на работу Билла Виолы «I do not know what it is I am like» (1986) указывает, скорее, на эзотерическое толкование куратором самого медиума видео, восприятие его как средства, способного заглянуть в другие миры и состояния сознания. Да и в экспликациях упоминаются «мир сна», «толща времени», «вневременная гармония». Такой подход в отношении к видео  действительно существует, но относится он,  скорее, к прошлому с характерным для художника погружением в мистические эксперименты над собой и окружающим миром или увлечением традиционными культурами, как в фильме Абрамович и Улая «Город ангелов» (1983). Это характерно и для «Безымянного спектакля» Йеспера Юста (2011), работы живописной, но снятой очень рационально, и «Моя родина темный и облачный край» Розефельда (2011).

Сравнивая эту выставку с важными выставками последних лет, касающимися кино и видео, – «Фантастическими историями в современном искусстве» в берлинском Гуггенхайме в прошлом году или «Кинематографическим эффектом: иллюзия, реальность и движущийся образ» в Музее Хиршхорна в 2008-м – «Видеодырам» не хватает ни экспозиционной отточенности, ни концептуальной зрелости. А что еще имеет значение, когда показываются и без того известные художники?

Несмотря на все недостатки, музей, безусловно,  получит свою аудиторию, так как и классику современного видеоарта, и хрестоматийные работы в России показывают еще мало.

Виктория Марченкова

Выставка «Видеодыры. I do not know what it is I am» продлится в Музее экранной культуры в Манеже (Москва, Манежная площадь, д. 1) до 20 января.