На выставке, посвященной русскому искусству 1985–2000-х годов, ПАВЛА ГЕРАСИМЕНКО удивило отсутствие ключевых моментов современной истории страны – как будто для художников не было ни перестройки, ни чеченской войны.

С выставкой «Без барьеров» не случайно связывались особые ожидания и надежды: она завершает серию больших проектов, хронологически представляющих весь прошлый век в собрании Русского музея и призванных осмыслить отечественное искусство в целом. Предыдущая выставка «Время перемен» состоялась более пяти лет назад и была посвящена 1960-м и 1970-м годам. Теперь взят пятнадцатилетний исторический отрезок, от начала перестройки до конца 1990-х.

© Яков Кальменс

© Яков Кальменс

В последнее десятилетие прошлого века время в России понеслось галопом, и все менялось с такой головокружительной скоростью, что это ощущал каждый, буквально выходя в булочную за хлебом. Вряд ли возможно описать происходившее с помощью одной выставки, но искусство как раз и призвано передать ощущение времени, хотя между началом и концом обозначенного периода, начавшегося Съездом народных депутатов, а закончившегося чеченской войной, огромная разница. Основным и главным содержанием тех лет стала свобода, именно поэтому образ времени ярко отпечатался в сознании многих людей. Сам этот период ощутимо делится на три части: с 1985 года до августовского путча 1991 года и конца СССР, а затем до 1994 года и начала чеченской войны. Безусловно, эти события могут называться революционными. Однако на выставке, которую по каким-то внутренним музейным соображениям поручили не отделу новейших течений во главе с Александром Боровским, а отделу русской живописи второй половины XX века Владимира Леняшина, ничего этого не отражено.

Название «Без барьеров», как и плакат в стиле Эрика Булатова, смотрятся преувеличенными эстетическими авансами. Если в первом зале у входа зрителей встречает Олег Кулик на фото в своем самом знаменитом образе, работы Бориса Орлова, Константина Звездочетова, Тимура Новикова, Гриши Брускина, то на все остальные пять залов не найдется ни одного и близко похожего острого и яркого высказывания. В них в большом количестве представлены художники из тихой заводи «чистого искусства», так что даже возникает сомнение, а существовали ли для этих членов Союза и их работ годы перестройки или хотя бы семнадцатая партконференция? Эту деталь заметили многие, так как все художники на этикетках экспозиции непривычно названы по имени и отчеству, а собранное здесь искусство предполагает преувеличенно серьезное отношение. Постмодернизм, перепахавший (пусть и с небольшим отставанием от западного мира) в эти годы всех, не коснулся представленных здесь работ. Образ художника, который вырисовывается в разделах выставки, названных «Просто жизнь» или «Мастерская», это традиционный удобный образ небожителя. Он никак не соотносится с социальной и политической активностью, которой отмечены 90-е годы. Идейным ориентиром для авторов выставки служат в лучшем случае самые ранние годы перестройки.

© Яков Кальменс

© Яков Кальменс

Идея дать слово незаметным и отодвинутым в те годы в тень художникам была бы интересной, если бы выставка своим названием с подзаголовком «Российское искусство 19852000» не претендовала на большее. Получается, что такая версия истории русского искусства смотрится реваншизмом и уж точно не отражает то, что на самом деле происходило в последнее десятилетие прошлого века. Кто-то из коллег, посмотрев выставку, заметил: «Я точно жил в какой-то другой стране и в какое-то другое время». Между тем для выставки, кроме работ из фондов музея и мастерских авторов, привлечены солидные коллекции  Sepherot Foundation и частное собрание Алексея Ананьева, именующееся «Институтом русского реалистического искусства».

К сожалению, на выставке вы не найдете ни работ группы АЕС+Ф, ни Авдея Тер-Оганьяна, ни Анатолия Осмоловского или дуэта Виноградова и Дубосарского. И это имена первого ряда, без которых невозможно вообразить 90-е годы. При этом одни и те же художники представлены на выставке несколькими работами в разных залах. Для многих, на чьи произведения авторами выставки сделана ставка, те годы были далеко не лучшим творческим периодом, например для  Натты Конышевой, Анатолия Слепышева, Гелия Коржева, а есть имена, которые с трудом приходится вспоминать даже неплохо знающему искусство.

Если попытаться воспринимать экспозицию «Без барьеров» как выставку про начальный этап до 1991 года, тогда все встает на свои места. Но в таком случае Русскому музею стоит сделать еще одну выставку про 1990-е годы, куда войдет все, чего нет здесь, и она должна быть куда представительней.

Павел Герасименко
Выставка «Без барьеров. Российское искусство 1985–2000» открыта в Русском музее (Корпус Бенуа, Набережная канала Грибоедова, д. 2) до 4 февраля.