Всю программу нынешнего фестиваля «Архстояние», в этом году состоящего из специально разработанных авторских маршрутов, ЮЛИЯ ЛЕБЕДЕВА охватить не смогла. Но новые работы посмотрела
Место, где находится деревня Никола-Ленивец, проникнуто сказочной атмосферой. Да и сам Николай Полисский напоминает былинного персонажа. Поэтому регулярные масленичные гуляния со сжиганием огромных арт-объектов (в 2004 году Герман Виноградов сжег «Медиабашню», в этом году сгорела «Гиперболоидная градирня») напоминают грандиозные театральные действа вроде оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» или балета «Весна священная» Стравинского.
Фестиваль «Архстояние» проходит здесь уже седьмой год и постоянно расширяется, благо есть куда: вокруг поля и леса. Каждый год по две программы – зимняя и летняя, новая тема, новые участники, хотя есть и повторяющиеся имена. Основная идея – взаимодействие современного искусства и архитектуры с окружающей природой. И теперь этим занимается уже не Полисский, у мероприятия есть постоянные кураторы – Юлия Бычкова и Антон Кочуркин.
Помимо новых работ внимание привлекают и объекты прошлых лет. Но до нового фестиваля доживают не все. На пресс-конференции Полисский обратил внимание, что зона «Архстояния» не только заполняется. Произведения, которые организаторы посчитали не совсем вписавшимися в природный ландшафт, были убраны. Да и первый арт-объект в Николе-Ленивце – снеговики вдоль реки Угры (2000) – давным-давно растаяли с наступлением весны. Сама природа вынуждает художников мириться с ее законами и подыгрывать им. Но это и хорошо: каждый год появляются новые идеи по преобразованию природных материалов в художественные.
Тема нынешнего года «Знаки движения» – естественное продолжение не только глобальной, но и более ранней идеи развития ландшафтной зоны. Например, пятый фестиваль в 2010 году (куратор Олег Кулик) назывался «Лесная литургия. Девять ключей лабиринта». И теперь, по сути, тот же лабиринт расширился, стал еще более загадочным и менее пафосным. «Знаки движения» теперь стали проще и логичнее. Гости, пристально смотря в карту, старались ничего не пропустить. В этот раз кураторы придумали еще и систему специальных маршрутов от каждого из участников фестиваля.
Прогуляться по всем маршрутам довольно затруднительно, ведь нужно преодолевать нешуточные расстояния. К тому же авторские маршруты с их создателями и волонтерами предполагались только на воскресенье, тогда как журналистов пригласили в субботу. Для тех, кто решит приехать сюда позже, изданы книжечки-путеводители, которые включают в себя и старое, и новое. Особенно они пригодятся тем, кто приехал сюда впервые.
Путеводитель Полисского, например, рассчитан на прогулку в полтора часа, а маршрут «Самая длинная прогулка» – на пять. Есть даже специальные детские маршруты и карта, которую можно дорисовывать.
Единение с природой демонстрировал также перформанс Андрея Бартенева «Поцелуй дерева». Около 20 человек в зеленых трико кружились в своеобразном танце. На плече у них было по огромному надувному шару, а в руках тоненькое деревцо, окрашенное в белый цвет.
Знаком движения отмечены и сами объекты, представленные на фестивале. Огромная «Арка» Бориса Бернаскони (эмблема фестиваля этого года) стала одной из архитектурных доминант, но при этом она не разрушила природной целостности и даже играла роль бельведера, с которого открывается прекрасный вид. Казалось бы, что у стационарной арки общего с движением? Оказывается, и в нее заложена идея круговорота энергии. Сделанная из деревянных брусков-кирпичиков без единого гвоздя и скрепленная с помощью специальных тросов, арка имеет две внутренних лестницы – по одной можно подниматься, а по другой спускаться.
Двигаясь по маршруту дальше, мы встречаем самый «жизнерадостный» объект в Николе-Ленивце. Это 51-метровый батут под названием «Fast Track». Он сделан в эстонском архитектурном бюро Salto Architects. Батут сделан как огромная раскладушка, прикрепленная по краям такой же огромной канавы. Эта забавная штука невероятно увлекла не только детей, но и взрослых.
Если прыжок – движение вверх, то следующий объект стремится «все выше, и выше, и выше». Архитектурное бюро Manipulazione Internazionale (Михаил Скворцов и Олег Жуков) построило целую лестницу в облака, назвав ее «Штурм неба». Издалека объект кажется каркасом для большой новогодней елки, но на самом деле здесь все четко структурировано и сделано из одинаковых деревянных лесенок. В основе каждого элемента, как объяснили его создатели, четыре лестницы, образующие солнцеворот. Конструктор для взрослых сейчас не выше обычных деревьев, но в его идее заложена бесконечность, как и в небесах, которые задумано штурмовать.
А вот последний из ландшафтных объектов лета 2012 года совсем эфемерный. Он называется «Путь света», проект компании «Связной». Это светящиеся в темноте разноцветные маленькие надувные шарики, развешанные на деревьях вдоль тропинки.
Организаторы проекта мечтают о чем-то вроде огромного арт-центра под открытым небом, где будет «город мастеров» с резиденциями для архитекторов и художников. Уже сейчас организован кемпинг для ночевок, кафе, сцены для концертов. Арт-резиденция в этом году запущена в тестовом режиме, например, французские ландшафтные архитекторы организовали здесь мастер-классы.
Тема этого года «Le Belvedere» – восхищенные русской природой французы внесли предложения по окультуриванию парка (например, расставить скамеечки в особенно живописных местах, чтобы с комфортом ими любоваться). Не менее интересен и проект «Кухня / компост». Все та же идея природного круговорота в миниатюре: из сена делают удобрение, на нем взращивают овощи для полевой кухни, потом отходы вновь превращаются в компост и так далее.
Движение и процесс – эти слова во многом определяют то, что происходит в Николе-Ленивце. Активно двигаясь от объекта к объекту, зритель старается проникнуть в процесс их создания, что далеко не всегда ему хочется делать в пространстве выставочном. Вот, например, в огромной деревянной композиции «Вселенский разум», последнем творении Николая Полисского, можно не только бродить, но и залезать на переплетающиеся деревянные балки, а также устраивать красочные ночные дискотеки.
Так дистанция между произведением и зрителем невольно сужается, и он сам становится участником творческого действа.
Материалы по теме:
Ирина Кулик. Камлания в стиле хай-тек, 10.07.12
Георгий Стрельцов. Гоа Калужской области, 01.09.10
Николай Полисский: «Нужно быть тираном, а не хочется», 01.02.10