В Русском музее в Санкт-Петербурге 16 марта открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», где впервые были показаны неизвестные рисунки художника

Карл Брюллов. Чочара Рикка с корзиной. 1828-1829

«Неизвестный Карл Брюллов» – это сочетание кажется нонсенсом, тем не менее на выставке в Русском музее выставили тридцать три рисунка, лишь недавно ставших известными широкой публике. Их открытие окружено ореолом таинственности.  Рисунки Брюллова купил один из пайщиков ЗПИФ (Закрытого паевого инвестиционного фонда) художественных ценностей «Атланта Арт» – его имя держится в секрете, как и имя продавца. В списке предыдущих владельцев засвечен банк «Столичный» (впоследствии известный как «СБС-АГРО»). Банк в 90-е годы владел огромной коллекцией русской и западноевропейской живописи и графики, которая была распродана после банкротства. Рисунки же Брюллова были приобрены банком  в 1993-м году у семьи Витгенштейн. Графине Стефании Витгенштейн рисунки подарил сам художник в 1832-м году: к коллекции прилагается даже титульный лист с его дарственной надписью.

Владелец рисунков ЗПИФ «Атланта Арт» оценил стоимость этой коллекции более чем в четыре миллиона долларов. Ясно, что рано или поздно ЗПИФ коллекцию продаст. Учитывая, что это нетипичный Брюллов, «Атланта» приложила немало усилий для доказательств подлинности работ. Более полутора лет эксперты Русского музея проводили атрибуцию рисунков. В роскошном каталоге выставки приводятся и результаты технологических исследований – исследования бумаги и пигментов. Специалисты пришли к выводу, что рисунки действительно принадлежат Брюллову. Подобные его работы хранятся и в Русском музее, правда, как пишет в каталоге выставки заместитель директора ГРМ Евгения Петрова, они «на первый взгляд “выпадают” из ряда живописных и акварельных шедевров Брюллова. Но в том-то и дело, что обычно отмечаются внешние расхождения при поверхностном сравнении в принципе не сопоставимых произведений». Брюллов, известный безукоризненным академизмом своего рисунка, здесь предстает мастером свободных зарисовок, сделанных с натуры.

Карл Брюллов. Читающий монах. 1828-1829

Сепии, попавшие в коллекцию «Атланты», были сделаны во время путешествия Брюллова по Италии. На рисунках изображены итальянские натурщики – в Европе бытовой жанр уже набирал популярность, в то время как в России господствовали исторический и портретный. В середине 1820-х появляются знаменитые картины Брюллова «Итальянскское утро», «Полдень», а также «Итальянский полдень», которую художник писал, по его словам, «под настоящим виноградом в саду».

В Русском музее рисунки сепией из коллекции «Атланта Арт» повесили рядом с акварелями из серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах», принадлежащей Русскому музею. Если вы не специалист по Брюллову, у вас вряд ли вызовет сомнения принадлежность этих работ одной руке. Впрочем, то же подтвердили и специалисты. Иногда совпадения бывают даже на уровне персонажей: «Итальянка, греющая  руки над углями» из собрания «Атланты» явно та же, что и на акварели «Две девочки с совой» из ГРМ, а «Итальянка из Санино» похожа как две капли воды на итальянку с одноименной акварели из ГРМ. Есть еще несколько подобных совпадений.

По словам генерального директора Управляющей компании ЗПИФ «Атланта Арт» Валерии Панковой, рисунки планируется показать и в других музеях. Скорее всего, после этого коллекция будет продана. Интересно будет проследить за дальнейшей судьбой фонда, ведь художественные ПИФы еще редкость в России. А пока мало кто представляет, что является результатом деятельности этих институций, выгодны ли вложения в них, и как они будут функционировать на российском фондовом рынке. По крайней мере, у  «Атланты» уже есть планы на будущее – компания не исключает возможности приобретения работ современных художников.

Елена Федотова