АРСЕНИЙ ШТЕЙНЕР о борьбе с выставкой Марата Гельмана «Icons» в Краснодаре

Основная канва недавних событий в Краснодаре всем известна. Открытие двух выставок, привезенных в город Маратом Гельманом, было на сутки сорвано группами рассерженных граждан, которые заранее написали плакаты охранительного содержания («Гельман, вон из Краснодара!», «Защитим Кубань!» и т.д.) и выучили кричалку «Гельман – пидарас». То, что выставка «Icons» совершенно невинна, нимало не похожа на памятную «Осторожно, религия!» и все работы на ней залитованы о. Всеволодом Чаплиным, не интересовало участников (несанкционированных, но ничуть не стихийных) митингов, которые действовали, похоже, при молчаливом попустительстве городских властей. Казалось, что здесь нашли воплощение карикатуры Вики Ломаско: эпические сцены противостояния дремучих мракобесов и миловидных художников, которые она искусно ищет в Москве, здесь бросались в глаза каждому.

© Фото: Степан Субботин

© Фото: Степан Субботин

Городской выставочный зал расположен в самом центре города, между Рашпилевской и Красной улицей. Кварталом выше по Красной – музей имени Коваленко. Это две главные выставочные площадки Краснодара, в которых открылись выставки «Icons» и «Осторожно, музей». Три дня между ними друг за  другом ходили организованные группы казаков в форме и казаков без формы, колонна националистов (все, как один, небольшого роста, но зато с огромным черным знаменем), кургиняновцы с красными значками с силуэтом СССР и другие защитники православной Кубани. Фактически отменить выставки, изгнать ненавидимый ими «постмодернизм» из города им не удалось. Но символическая победа – одержана. Патриотическая печать уделила краснодарским событиям значительно больше места, чем продвинутая столичная. И для ее аудитории, процент которой за пределами Садового Кольца значительно больше либеральной, стало ясно, что «болезнь гельминтоза» (так выражается о. Алексей (Касатиков) из Всехскорбященского храма, тот, который плюнул в лицо Гельману) получила и, вероятно, будет получать впредь достойный отпор.

К тому же у местных есть формальный повод для обиды. В музее имени Коваленко внезапно, когда уже шел монтаж, была отменена выставка краснодарских художников Владимира Мигачева (в Москве он выставлялся в галерее Volga, о которой давно ничего не слышно) и Валерия Казаса. Общее настроение, в которое четко влилась отмена выставки, озвучила руководитель департамента культуры края Наталья Пугачева: 240 членов Краснодарского отделения Союза Художников мечтают выставиться на одной из двух городских площадок; пришлые проекты отнимают у них законное место, а многие художники уже не молоды… Казасу и Мигачеву, правда, до пенсии далеко. Но в качестве причины было названо то, что разрешение получено на развеску в музее 9 картин, а с краснодарцами выходит больше. И прецедент создан: одиозный галерист с его «бездарными мазилками» (особое возмущение вызвало также то, что выставлены не оригиналы, а копии на виниле) выжили местных талантов.

 

***

Глядя из Москвы, кажется, что ничего страшного не произошло. Выставки открылись всего лишь на день позже и избежали погрома, Краснодарская «Ночь музеев» прошла успешно, книги отзывов полны благодарностей. Веселые протестные хождения вокруг Кремля привлекают гораздо больше внимания, чем события в далеком южном городе. Волнения в Краснодаре меряются по привычным лекалам: будто бы горстка мракобесов, ряженых казаков и недобитых совков в очередной раз продемонстрировала свою недоразвитость, неспособность к принятию нового, косность и дремучесть. Легче всего думать, что краснодарская история обернется таким же фарсом, как памятный суд над «Осторожно, религией», когда свидетелей обвинения одного за другим уличали в прилежно заученной лжи. И в самом деле, когда кубанские консерваторы пытаются объяснить причины своего протеста, получается анекдот: по их сведениям, Гельман ходит голым по музею, продюсирует Pussy Riot, водит на поводке художника Кулика – припоминали даже Бренера. Выставки они не видели, а сведения о ее развратной и кощунственной направленности получили из буклета, специально подготовленного к визиту Гельмана на Кубань. Иллюстрации в нем взяты вот из этой подборки.

© Фото: Степан Субботин

© Фото: Степан Субботин

Анастасия Шабалина, видный деятель Краснодарского отделения движения «Суть Времени» (которое, кстати, работает в тесной связке с новосибирским), считает, что именно эти работы являются выражением деструктивной идеологии постмодернизма, и святая обязанность каждого гражданина – не допустить постмодернистского растления кубанской молодежи. Но что именно противопоставить «гельмановскому постмодернизму», уверенности нет. «Развивать местные творческие силы» –  такова позиция консерваторов. Эта позиция расплывчата, но опирается на действия городской администрации. Ни один представитель власти не явился на открытия «варяжских» выставок, будто они ждали беспорядков. Зато выставку-ярмарку «Православная Кубань» на следующий день после «Icons» открывал сам губернатор Александр Ткачев. Там он озвучил новую культурную политику региона, которая через час была опубликована на губернаторском сайте и многократно процитирована: «Краснодар совсем скоро, я в этом уверен, станет центром современного творчества. Работа в этом направлении будет продолжена – с Гельманом или без него. Скорее без». Именно фигура Марата Гельмана, а не сами выставки, вызывает дикое озверение патриотов Кубани.

Так ли искренен их протест? Плакаты на митингах были написаны, казалось, одной рукой. Казаки (нужно отметить, что Выставочный зал пикетировали так называемые «нереестровые казаки», не состоящие в Кубанском казачьем войске) подъезжали организованно. Милиция, видимо, ограничилась задачей не допустить кровопролития и не предпринимала серьезных усилий  разогнать нервную общественность. В конце концов открытие «Icons» было окончательно сорвано после объявления милицией, что в выставочный зал подложена бомба. Такой поступил сигнал. Тотчас полтора десятка человек, которые сумели пройти в зал через гневную толпу, были эвакуированы (кроме Марата Гельмана и Даши Фейгиной, координатора Краснодарского проекта), а площадь перед залом была очищена. Однако жильцов девятиэтажного дома, на первом этаже которого расположен выставочный зал, спасать почему-то никто не стал.

 

***

На следующий день на открытии выставки ижевской группы «Город Устинов» в выставочном пространстве группировки «ЗИП» милиции, несмотря на продолжение шествий туда-сюда по Красной с плакатами и черными знаменами, не было вовсе. «ЗИП» находится на окраине, вокруг пустынно-идеальное место для провокаций. И провокация не преминула случиться. Вступительную речь Степана Субботина прервал невесть откуда взявшийся юноша в кепке с коловратом. На выставке собралась в основном молодежь, и долго слушать вопли типа «Это не искусство!»» и «Телевизор делает из вас пидарасов!» ребята не смогли. Нервного юношу скрутили и вынесли за порог, после чего тот успокоился и заявил, что сейчас приедут его друзья-казаки и всех порешат. Не дожидаясь казаков (которые не приехали), собравшиеся по совету старших товарищей понемногу разошлись в южную ночь.

© Фото: Арсений Штейнер

© Фото: Арсений Штейнер

«Инструментом геноцида», по мнению этого юноши в кепке (который спустя несколько дней организовал на Краснодарской музейной ночи «Русский Хоровод»), о. Алексея и многих других является та «культура, которую несет на Кубань Гельман». Рассмотреть поближе эти инструменты консерваторам зазорно. А если бы они осмелились оскоромиться и таки ознакомиться с «орудиями постмодернизма», от их защитительных аргументов осталось бы немного. «Микротерритория» группы «Город Устинов» – очень камерная, но яркая выставка. «Острова», затейливо сложенные из цветной шерсти, камешков, косточек, – удивительно нежное рукоделие, в котором явно читаются архаические мотивы. А сделанные простейшей искаженной оптикой фотографии городских ландшафтов, напечатанные на бумажной ленте, которая гармошкой складывается в спичечный коробок, – образец интровертного видения, очень далекого от какой-либо политизированности и активной социальной позиции. Выставка «Города Устинов», кстати, будет первым проектом обновленной галереи Гельмана этой осенью.

В выставке же «Icons» единственным провокационным элементом – если уж таковой необходимо найти – служит, пожалуй, латиница в названии. Все работы (в числе которых есть и фотография преподавателей Краснодарского университета культуры и искусств Елены Суховеевой и Виктора Хмеля) отличает тщательность и продуманность подхода к сюжету, а для особо пристрастного зрителя есть «предуведомление» от Дискуссионного клуба Русского Народного Собора, которое предостерегает от соблазна религиозной карикатуры. Но читать предуведомление среди таких страстей, плевков и лозунгов некому. Пенсионеры в трамвае говорят о «кощунственной Троице из строительной сетки». Конфликт, не задерживаясь долго на художественной стадии, переходит в квази-политическую сферу и напоминает подзабытые столкновения люберов с неформалами. Те и другие, может, и хорошие по отдельности люди, но вместе тусоваться не могут.

 

***

© Фото: Арсений Штейнер

© Фото: Арсений Штейнер

Администрация края явно ближе к силам, сопротивляющимся импортированной культуре. Губернатор края Александр Ткачев, который месяц назад начал четвертый срок на этом посту, и вице-губернатор Галина Золина (в прошлом школьный учитель, затем комсорг колхоза «Россия») родились в одной станице. Именно Золину упрекают в организационных сложностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе подготовки выставки. В частности – вся экспозиция «Icons» была смонтирована всего за 12 часов перед несостоявшимся открытием. В начале двухтысячных Ткачева обвиняли в разжигании межнациональной розни и способствовании эмиграции в Америку всей популяции турок-месхетинцев, которые в 1989 году бежали в Краснодарский край от Ферганских погромов. Впрочем, тогдашний лозунг Ткачева «Кубань для кубанцев» помягче, чем заявления предшествующего губернатора края Кондратенко о «сионистской опасности». Как бы то ни было, местная интеллигенция замечает в культурной политике Ткачева – Золиной тенденции к усилению традиционализма и почвенничества. Краснодарская «Ночь музеев», на которой не было обыкновенной выставки художников региона (ведь выставочный зал занят «Icons»!), была полна исторических инсценировок и вызвала, говорят очевидцы, тотальное разочарование. В этой ситуации поддержкой радикальных консервативных сил, уличных противников «гельманизации Кубани», будет простое невмешательство в их действия.

Срыв выставок – в лучшем случае, демонстрация намерений – безусловно, готовился заранее. О. Алексей Касатиков, очень уважаемый в городе человек, заявлял об ошибочности позиции тех церковных иерархов, которые не усматривают антирелигиозных тенденций в деятельности Марата Гельмана. Один из лидеров кубанских националистов Максим Петренко, помощник депутата Госдумы от ЛДПР, говорил о возможном массовом визите русских националистов на готовящиеся выставки. Эта информация была доступна и заслуживала большего внимания, чем безграмотные анонимные листовки, читая которые, можно только сочувственно посмеяться над наивным упорством «противников постмодерна».

Как объяснить людям, считающим себя патриотами, что «постмодернизм», беспорядочное смешение оскорбительных цитат и приписываемых «художнику Гельману» картинок у них в головах? Можно ли воспитать просвещенного зрителя без скандальной борьбы с пресловутым «кубанским менталитетом», о котором предупреждали Марата Гельмана, да тот не внял? На сегодня краснодарцами собрано несколько сотен подписей под письмом в администрацию, лично Александру Ткачеву, с призывом остановить «фашизацию архаических, ультраконсервативных элементов». Призрак унтер-офицерской вдовы преследует русскую интеллигенцию.

На начало июня намечен круглый стол с участием Марата Гельмана, вице-губернатора Галины Золиной, представителей Екатеринодарской епархии и националистов. Так хочется верить, что этот сход закончится конструктивно, без оскорблений и обвинений. Пусть цветут все цветы, и среди них помянутые в толерантном письме «О новой форме варварства» «атавистические социальные элементы», пусть любера и неформалы разделят поляну, только не надо перекосов. К сожалению, фигура нового министра культуры, известного разоблачителя вражеских мифов о России, заставляет думать, что курс не только Краснодарского края, но и всея РФ может стать ближе к почве.

Арсений Штейнер