МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА побывала на круглом столе «Искусство и церковь» в «Гельман Галерее»

Круглый стол в «Гельман Галерее» © Валерий Леденёв

В «Гельман Галерее» вчера прошел круглый стол по проблеме взаимоотношений искусства и церкви. Там же парой недель раньше открылась выставка Дмитрия Гутова, который выполнил из своего любимого материала – тронутого коррозией металла – крупные реплики знаменитых христианских образов от иконы Богоматери Оранты до Благовещения и решил поговорить с обществом о том, что современному искусству необходим новый язык для разговора о христианстве. Начать формирование нового языка, правда, решили по старинке. Гутов выступал как бы хозяином этого обсуждения – хотя фактическим организатором встречи и модератором был Марат Гельман. Именно Гельман, судя по всему, пригласил на обсуждение протоиерея Всеволода Чаплина, главу синодального отдела по отношениям церкви и общества. Чтобы уравновесить резкого и бескомпромиссного в своих высказываниях священника, «со стороны искусства» хватило бы одного Марата Гельмана, но для уверенности пригласили еще Олега Кулика, коллекционера (в том числе и икон) и автора художественного проекта «Россия для всех» Виктора Бондаренко, Анатолия Осмоловского, галериста Сергея Попова, публициста Романа Багдасарова и других.

Размявшись на общих темах в вежливой беседе, участники круглого стола быстро перешли к тому, ради чего все на самом деле собрались – к обсуждению перформанса группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. И тут стало совершенно очевидно, что главную роль в спектакле исполняет Всеволод Чаплин. Уверенность, с которой он сказал Виктору Бондаренко, сославшемуся на право человека жить в светском обществе: «К счастью, вы больше ничего за общество решать не можете. Ваше время прошло», даже не с чем сравнить, ну разве что с крылатыми репликами шекспировских персонажей. В медийном плане отец Всеволод уделал всех участников круглого стола. Я, несомненно, поддерживаю Виктора Бондаренко в том, что церковь не должна вмешиваться в дела государства, но ведь очевидно, что в память запали не его рассуждения о конституции, а фраза Чаплина «ваше время прошло».

Круглый стол в Гельман Галерее © Валерий Леденёв

Передать словами суть развернувшейся дискуссии невозможно – потому что ее как таковой и не состоялось. Художники и коллекционеры на фоне представителя Патриархии выглядели как этакие очкарики, пытающиеся обсудить с хулиганом правомерность отнимания у них телефона и денег. Самые разумные, среди которых был и Олег Кулик, приберегли свои выступления для того момента, когда протоиерей покинул галерею. Всеволод Чаплин – настоящий мастер по части того, как обернуть дискуссию в свое сольное выступление. Секрет тут в том, чтобы заявить абсурдную вещь и методично ее доказывать – тогда оппонент начнет набрасываться на эту простую приманку и проиграет спор в целом. Так, например, отцу Всеволоду удалось завязать дискуссию об оскорбительности текста «панк-молитвы», основываясь на его собственном утверждении о том, что в храме люди не могут «ползти на поклон». И все присутствующие начали яростно обсуждать, ползают или не ползают в храме верующие, на что отец Всеволод на голубом глазу парировал: «Нет, православные люди не ползают, я таких не знаю». Ну что на это ответить – все видели не только ползущих, но и стенающих, и лежащих ничком верующих, но зачем вообще это доказывать? Как это повлияет на исход дискуссии?

После того как Всеволод Чаплин попрощался с присутствующими, состоялся еще ряд выступлений, в том числе из зала, но среди них не вспомнить ничего, кроме фразы Олега Кулика «они, как M&M’s, рассыпались по паперти». Круглый стол по сути оказался пьедесталом для проповеди о греховности искусства, законности заключения под стражу Pussy Riot, а также иезуитских шуток отца Всеволода.

Ну что сказать – если желаешь вести диалог, надо по крайней мере представлять, с кем ты разговариваешь. Всеволод Чаплин это прекрасно понимает, чего не скажешь о большинстве участников круглого стола, которых, как оказалось, можно вывести из строя одним лишь легоньким тычком. Можно и нужно возражать Всеволоду Чаплину в ответ на его желание упрятать за решетку активисток, подвергающих сомнению авторитет РПЦ, но нельзя искать новый язык религиозного искусства в безуспешных переговорах с ультраконсервативными священниками. Иначе следующая дискуссия пройдет в арт-центре, который Всеволод Чаплин собирается устроить у себя в церкви, – и на нее ни Гутова, ни Гельмана даже не позовут.

Мария Семендяева, корреспондент ИД «Коммерсантъ»

 

Материалы по теме:
Чаплин открывает в церкви арт-центр и ждет Гельмана, 20.03.12
Алек Д. Эпштейн: «Какие бы мы ни были пацифисты, прекращение огня, увы, нельзя объявить в одностороннем порядке», 22.03.12
Мария Семендяева. Тролли на паперти, 13.02.12

Все материалы по теме Pussy Riot