На «Красном Октябре» открылось новое некоммерческое выставочное пространство – партнерский проект компании «Гута» и галериста Владимира Овчаренко. Первым проектом в нем стала выставка Владимира Архипова «Самодельная Россия», на открытии которой побывал ВАЛЕРИЙ ЛЕДЕНЁВ

Это прозвучит странно, но в определенной степени ключ для понимания того, что делает Владимир Архипов, мне дал Александр Петлюра, тоже, как известно, собиратель разных вещей. В спектакле о себе самом в рамках цикла «Человек.док», организованного театром «Практика», Петлюра продемонстрировал предмет из своей коллекции женского белья. Аксессуар фактически представлял собой тряпку из грубой ткани, которую надо обматывать вокруг тела. В дополнение к ней шел небольшой, зашитый со всех сторон мешочек, набитый чем-то мягким, – заменитель известной женской гигиенической принадлежности. Казалось, за этими вещами проступала история целой жизни, если не эпоха. Эти вещи говорили сами за себя, причем настолько красноречиво, что во время одной из выставок пара подобных предметов была сочтена издевательством и «арестована» милицией.

Архипова и Петлюру сравнивать, конечно, нельзя. Петлюра, помимо всех его прочих ипостасей, – коллекционер, его вещи интересны именно как «аккумуляции» простых вещей, где идея каждой из них обыгрывается с разных сторон и различной степенью абсурда. Петлюра в неподражаемой манере демонстрирует свои коллекции, превращая их в своеобразный перформанс.

Открытие Red October Gallery © Алексей Константинов

Открытие Red October Gallery © Алексей Константинов

У Владимира Архипова все предметы уникальные, они попали к автору едва ли не чудом. Каждый из них имеет историю своего создания, которая также становится частью работы. Несмотря на определенную долю скепсиса – многие могут припомнить подобные «изобретения» из своей юности, не говоря уж о нередких «рецептах» чего-то подобного в советских журналах, – объекты сильны именно своей красноречивостью, неожиданным сочетанием деталей. Они как будто складываются в целые картины аскетичного и сурового быта, который на деле, впрочем, не оказывается настолько страшным.

Истории, скрывающиеся за каждой вещью, зачастую не столь драматичны. Детский автомобиль из фрагмента матраса и прикрепленного к нему руля или игрушечный пулемет из бревна и досок – не из известной поговорки про тяжелое детство; просто «сыну сделал», и ему понравилось. Вспоминаются эпизоды из собственного, не столь уж несчастного московского детства, когда иной hand-made становился объектом зависти всего двора. Архипов, впрочем, делает упор не на драматизм, а на художественный потенциал внутри каждого из нас.

Это прекрасное предисловие к готовящейся московской выставке Йозефа Бойса, памятуя его известный слоган, и еще одна грань художественного краудфандинга в пандан в «Кинофабрике» Мишеля Гондри и британскому Музею всего. О необходимости активизировать творческое начало даже в самой нетворческой деятельности говорил еще Ричард Флорида, автор известной работы о «креативном классе». Вот она, креативность русского нетворческого работника, воплощенная в лопате из дорожного знака или распиленного надвое ведра, кипятильника из бритвенных лезвий, огородной тележки из обломков газовых труб, поменявших назначение сломанных креслах, холодильниках, электроплитах и военных парашютах.

Открытие Red October Gallery © Алексей Константинов

Открытие Red October Gallery © Алексей Константинов

На выставке на «Красном Октябре» немного удивляет отсутствие описаний работ – комментариев хозяина вещи, которые Архипов, как правило, тщательно собирает. Такая ситуация, по заверениям организаторов, сложилась только на открытии – мини-каталог с описаниями вещей затем будет раздаваться всем зрителям. И дело даже не в том, что без комментариев многие предметы не считываются. Предшествующая коммуникативная цепочка, как история попадания вещи на выставку, также вплетается в ткань каждого произведения. В этом смысле работы Архипова еще и о человеческом общении, национальные особенности которого проявляются тогда, когда артефакты собираются в других странах мира (в ближайших планах художника, кстати,  поездка в Китай).

В определенном смысле выставку можно представить как своеобразный исторический музей, где хранятся объекты материальной культуры пока еще не изученной эпохи. Это подчеркивается еще и тем, что все вещи здесь зачастую являются либо привычными орудиями труда, либо отражают потребности человека, связанные с гигиеной или элементарным обустройством быта. Подобную археологическую метафору на открытии выставки поддержал и сам автор, подчеркнувший, что одна из его задач – это своеобразная музеефикация современности. Сохранение образов тех вещей, которые неизбежно выйдут из употребления или до неузнаваемости трансформируются по мере роста глобализации и массового производства, и  едва ли в каком-либо музее можно будет увидеть, какими лопатами или сковородами пользовались люди в 1970-е или 1990-е годы.

Художник также рассказал на вернисаже историю, в которой археологическая метафора резонировала совершенно в другом контексте. В приватной беседе один немецкий египтолог поведал, что  работы Архипова помогли ему лучше понять некоторые загадочные артефакты древности, раскрыв механизмы мышления людей в определенных ситуациях. Историю, как известно, помогает понять настоящее, но и обратного механизма тоже никто не отменял.

Планы Red October Gallery весьма обширны. На пресс-конференции Владимир Овчаренко объявил, что вслед за выставкой Владимира Архипова здесь откроется новый проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Монумент погибшей цивилизации», показанный в этом году на Первой Киевской биеннале. После этого планируется кураторский проект Олега Кулика. В галерее также планируется образовательная и дискуссионная программа, подробности которой пока не сообщаются.

Валерий Леденёв – шеф-редактор сайта «Артхроники».

 

Выставка Владимира Архипова «Самодельная Россия» продлится в Red October Gallery (Берсеневская наб., 2 / 2–2) до 14 октября