В Венеции в рамках XIII Архитектурной биеннале открылась выставка «Шоссе энтузиастов» – взгляд русских художников на городское пространство Москвы. По мнению АЛЕКСАНДРЫ РУДЫК, в декоративной театральной Венеции Москва художественная выглядит весьма хаотично и чрезмерно откровенно

Московский фонд «Виктория – искусство быть современным» показал в параллельной программе XIII Архитектурной биеннале в Венеции проект «Шоссе энтузиастов», собрав произведения современных художников, связанные с городским пространством. Архитектурные мотивы в силу своей утопичности и утопичности отечественного сознания встречаются в работах так часто, что, кажется, большая часть российских художников окончила МАРХИ (что недалеко от истины). Хотя при более пристальном взгляде оказывается, что архитектуры в этом всем не больше, чем, скажем, в гнезде. И как гнездо, выставка витиевато складывается в некую неплотную структуру с зияющими дырами.

По мысли кураторов, «Шоссе энтузиастов» – это московский топоним, шоссе, которое, как и многие другие, соединяет центр города и спальные районы. Даже сейчас с ним ассоциируются заряд энергии и заинтересованность, вдохновение и успех, до тех пор, пока вы не окажетесь посреди бескрайнего поля ветхих зданий, представляющих собой следы масштабного советского градостроительного проекта жилой застройки. «Следы» – ключевое слово, что отчетливо видно из устройства выставки.

Стас Шурипа. Таксофон. 2012 © Courtesy автор

Стас Шурипа. Таксофон. 2012 © Courtesy автор

Экспозицию можно смотреть от документального к художественному, то есть начиная с реальных документов – фильмов, выдвижных ящиков с планами СССР, фотодокументации разделенных по рубрикам (серийные, массивные, уникальные) зданий лужковского периода и чудесных фотографий Северного Чертанова Юрия Пальмина – через акции группы «Гнездо» и хроники «Коллективных действий» и заканчивая романтическими квартирными планами Александры Паперно, снимками московских окон Ольги Чернышевой и гигантским окном а-ля Бродский Анастасии Потемкиной.

Если же следовать естественному ходу экспозиции, выяснится, что все куда сложнее. Не знаю, связано ли это с нашим литературным мышлением, но на русских выставках часто так: чем больше идей и произведений на квадратный метр, тем лучше. Жиляев рифмуется с Монастырским, часть «Коллективных действий» оказывается в коридоре, а работы Вадима Захарова (художник русского павильона на будущей Венецианской биеннале) разбросаны отдельными земляными кучками с тикающими часами-бомбами по трем этажам пространства.

Это совсем не похоже на стройный советский микрорайон со стандартными жилыми ячейками и с прямыми аллеями тополей, к которому как бы отсылает половина произведений выставки. Зато похоже на Москву в целом – стихийную и сумасшедшую, с массой движения и интерактива. Именно интерактивные произведения больше других привлекали зрителей.

Арсений Жиляев. Зори грядущего. 2012 © Courtesy автор

Арсений Жиляев. Зори грядущего. 2012 © Courtesy автор

Прежде всего это телефонные будки Стаса Шурипы, установленные на набережной перед дворцом Casa dei Tre Oci. Большей популярностью среди жителей Джудекки, острова, на котором проходит выставка, пользуются разве что «прачечные» Арсения Жиляева. Телефонные будки местные лодочники приспособили под причалы, что не так уж плохо – они невольно работают элементом городского пейзажа. Посыл Шурипы в том, что будки – важная часть советского пространства. Люди ведут в них частные разговоры, находясь одновременно в публичном пространстве.

Комната со стиральными машинами Жиляева планировалась как проект утилитарный, при этом воссоздающий романтику советских прачечных. Не знаю, задумывал ли это Арсений, но когда глядишь на стирающих на выставке тетенек, в уме всплывает «прачечная-хуячечная», отмыв денег, и Жижек, ввернутый исподтишка.

Последний пункт программы – документальное кино 1970–1980-х с его идеализированным отображением социально-политического климата СССР: с зелеными микрорайонами, счастливыми горожанами, бесконечными и эффективными стройками. Интересно, что от этого мини-кинотеатра в абсолютно детский восторг приходят в основном именно российские зрители.

Послевкусие от увиденного довольно неожиданное. В декоративной театральной Венеции Москва художественная выглядит весьма хаотично и чрезмерно откровенно. Изложение сути вышло несколько косноязычным, но зато проект сделал совершенно очевидным тот факт, что у нас полным-полно молодых авторов, вагон времени впереди и потенциал такой же огромный, как некогда у советской архитектуры. А свои арт-гнезда мы только начинаем вить.

Александра Рудык

Выставка «Шоссе энтузиастов» открыта в Casa dei Tre Oci до 25 ноября