ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о VI Московском международном салоне изящных искусств.
В «Экспоцентре» на Красной Пресне открылся VI Московский международный салон изящных искусств. Салон ждали долго: он проходил в столице пять раз с 2004 по 2008 год, но закрылся в связи с экономическим кризисом. В те годы салон имел оглушительный успех – искусство, которое привозили зарубежные участники, Москва прежде видела разве что в музеях. В ярмарке участвовали около 80 галерей из разных стран. А посмотреть предметы искусства – от живописи старых мастеров до ювелирных у крашений – пришли от 40 до 50 тыс. посетителей.
В этом году о возрождении ярмарки искусства, которая может составить серьезную конкуренцию Российскому антикварному салону, говорили всю осень. С одной стороны, надеялись, что зарубежные участники, как и прежде, обеспечат Москве достойный уровень произведений искусства, с другой – скептически высказывались по поводу места проведения салона. «Экспоцентр» выставками искусства не занимается и с прекрасным не ассоциируется, хотя по сравнению с Манежем, где прежде проходил салон, имеет ряд преимуществ, в том числе облегченный таможенный режим и удобные подъезд и парковку. Не слишком удачным казалось и время проведения мероприятия. Вторая половина декабря в Москве – период рабочего предпраздничного цейтнота и самых больших пробок.
Оказалось, бояться стоило не этого. Салон открылся фактически скандалом, и уже на вернисаже и посетители, и галеристы говорили о провале. Открытие готовили в авральном режиме и не успели сделать многое. Даже во время торжественного вечера продолжали монтировать свет и развешивать работы (перегородки стендов сделаны из оргалита, и каждой галерее пришлось самой придумывать, как на этот непрочный материал повесить тяжелые картины). Не успели уложить ковровые дорожки, и о них то и дело спотыкались гостьи на высоких каблуках. Не предусмотрели даже нормально функционирующий гардероб – очередь туда впечатляла. Антиквары скорбели: так много бриллиантов, мехов и «Бентли» у входа в ЦДХ на Российском антикварном салоне (сравнение неизбежно) не было, кажется, никогда. Готовые клиенты ходили по коридорам и поглядывали на темные стенды. Организаторы салона не ошиблись: покупательский потенциал в России есть, но, увы, кажется, нет хороших недорогих подрядчиков.
Никого теперь не удивит, если дело дойдет даже до судебных исков. Ведь речь не только об имидже, но и о деньгах. Аренда стенда стоила €1 тыс. за кв. м (в 2,5 раза дороже, чем в ЦДХ). А вернисаж – это вечер, когда совершается наибольшее число сделок, фактически определяющий успех или неуспех галерей на ярмарке. Можно было бы надеяться, что выходные дадут какие-то результаты, но павильон был почти пуст. Желающих приехать в Москву-Сити в морозные уикенд и за 500 рублей (стоимость билета) осмотреть пятьдесят законченных к тому времени стендов было крайне мало. Завлекают публику, как могут, так как помимо живописи есть целая программа. В нее вошла лекция от Christie’s, круглый стол от Sotheby’s и выставка комиксов и рисунков к мультфильмам из коллекции главного в России специалиста по этому виду искусства Донасьена де Рошамбо.
Впрочем, и без этого было на что посмотреть, например, пожалуй, два самых обсуждаемых произведения. Первое – великолепная «Богоматерь с младенцем и Иоанном Крестителем» Боттичелли из коллекции Джона Рокфеллера, которую выставил Christie’s в преддверии январской недели старых мастеров в Нью-Йорке (эстимейт лота $5–7 млн). Второе – шкаф «Морской сундук» Франсуа Линке, созданный специально к всемирной выставке в Гран Пале в 1900 году (€7 млн, галерея Chadeleaud).
Впрочем, сама галерея, работающая в основном с мебелью и декоративно-прикладным искусством конца XIX века и отличающаяся всегда роскошными экспозициями, в этот раз сделала на удивление скромный стенд. Так поступили и другие западные участники, что, в общем, понятно: европейские (в первую очередь французские) монстры антикварной торговли прощупывают почву, не доверяя, видимо, ни российскому послекризисному рынку, ни новым организаторам салона. Уважаемая галерея Aveline привезла несколько предметов мебели и декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XIX века, а, кроме того, эффектные деревянные резные настенные панели (их делает компания Feau & Cie), которые при ближайшем рассмотрении оказались новоделами. Подлинной из комплекта оказалась только одна панель 1780-х годов, приписываемая Клоду Николя Леду, но, как рассказали на стенде галереи, по поводу нее сейчас идут переговоры с Лувром за какие-то астрономические суммы. Копия же обойдется не менее чем в $150 тыс. Хотя то, что западных участников такого уровня все-таки удалось уговорить снова приехать в российскую столицу – уже большое достижение. Ведь существует масса организационных сложностей, в первую очередь связанных с неизменным российским таможенным законодательством, при котором ввозить предметы искусства на продажу в принципе невыгодно.
Старых мастеров традиционно привезла голландская галерея De Jonckheere. У этих господ, довольных жизнью, кажется, в любых обстоятельствах, на стенде все в порядке. Известно, что русские любят бренды, так что здесь можно найти Лукаса Кранаха Старшего («Сад Эдема» оценили в €1,2 млн) и Питера Брейгеля Младшего (его замечательный зимний пейзаж стоит €1,5 млн, а комплект из восьми маленьких аллегорических работ – €4 млн). Достойные работы привезла и итальянская галерея Luigi Caretto & Soraya Cartategui: на ее стенде натюрморт голландского классика Питера Класа (€250 тыс.) и две вазы с цветами – одна Абрахама Босхарта, сына прославленного Амброзиуса (€180 тыс.), другая – Иеронима Галле (€150 тыс.).
А у галереи Maison d’Art между старых мастеров на стенде стильно разместилась фотография полуобнаженной Карлы Бруни. Ее купили уже через час после открытия ярмарки, а вот на живопись спрос, похоже, был меньше. Кроме довольно «страшненького» Фрагонара и очень неплохого женского портретика Греза и мужского портрета Эль Греко, на стенде галереи висит замечательное полотно Бернардо Строцци (€450 тыс.). У этой работы любопытная история: одному из владельцев не понравилось изображение девушки на полотне, ее закрасили и открыли сравнительно недавно.
Пара галерей привезла живопись модернистов и постимпрессионистов. Так, у американской Chowaiki работы Мунка, Гогена, Тулуза-Лотрека. Поздняя, но очень выразительная работа Вламинка обойдется в $235 тыс., а произведение австрийского модерниста Отто Фридриха – в $265 тыс. У Opera Gallery можно купить Моне за €2,6 млн, а за полотно Шагала просят €1,4 млн.
Но в этот раз в отличие от предыдущих салонов интересней смотреть не иностранные галереи, а российские. На стендах много вещей очень высокого уровня. У галереи и аукционного дома «Кабинет» можно купить прекрасный пейзаж Левитана ($1,7 млн), необычную работу Кустодиева с изображением вопреки ожиданиям не румяной купчихи, а задорной танцовщицы кабаре ($1,5 млн), маленькую, но гармоничную акварель Сомова ($350 тыс.) – все работы из старых петербургских коллекций. Галерея «Эритаж» показывает работы Загрекова, Яковлева, Ланского, а работу Бориса Григорьева бретонского периода – портрет матери с ребенком с аллегоричным названием «Бедность» – оценили в $3,5 млн. У них же и неплохая графика, в том числе уже мелькавшая на торгах маленькая акварель Петрова-Водкина с качающейся на домашних качелях девочкой ($100 тыс.). У Натальи Курниковой также первые имена – Фальк, Анненков, Кузнецов, Ларионов, замечательный «Продавец кукол» Александра Яковлева (€2,6 млн).
Было и много русской классики, вроде нескольких работ редкого на рынке Венецианова и роскошного женского портрета Репина (€1 млн) у петербургской галереи Arkhipov. Suslov Gallery помимо живописи выставила полутораметровую парадную вазу периода Николая I Императорского фарфорового завода ($3,5 млн).
При внимательном подходе на салоне можно найти и еще много интересного, будь то лиможская эмаль за €75 тыс. или керамика Пикассо (€7–15 тыс.). Замечательная работа Давида Тенирса Младшего, датированная прямо на самой картине, что встречается крайне редко (€200 тыс.), или полотно современного молодого живописца Дианы Мачулиной с изображением волков, зайцев и оленей, греющихся в тайге у горящего газопровода ($13 тыс.). Маленький, но сильный масляный эскиз Бакста к «Дафнису и Хлое» (€80 тыс.) или тонкий акварельный этюд сидящей в шезлонге девушки неизвестного в России французского художника Жоржа Павека (€25 тыс.).
Купит ли кто-нибудь из русских коллекционеров и дилеров все эти примечательные вещи, учитывая явно завышенные цены и непростую атмосферу, покажут скорые итоги салона. Остается надеяться, что этот досадный «первый блин» не уменьшит интерес к проведению салона ни у организаторов, ни у участников, ни у публики.
Юлия Виноградова