Произведения выставки «Lexus Hybrid Art’2012» – эффектные метафоры, подвергающие сомнению саму возможность прогресса и научных открытий, считает ИРИНА КУЛИК
«Гибридное искусство», которое уже третий раз представляет в Москве компания Lexus, производящая автомобили-гибриды, – это, конечно, рекламный эвфемизм для направлений, известных как science art и digital art, их в последние годы в Москве пропагандировали неоднократно. Это и дважды прошедший на «Винзаводе» фестиваль «Жизнь. Версия науки», и выставка «Decode» из лондонского Музея Виктории и Альберта, показанная в 2011 году «Гараже», и даже в какой-то мере 4-я Московская биеннале современного искусства. Не говоря уже о том, что в Москве существует специализирующееся исключительно на научном искусстве выставочное пространство Laboratoria Art&Science Space, директор которого Дарья Пархоменко выступила вместе с художницей и дизайнером Катей Бочавар куратором выставки «Lexus Hybrid Art’2012».
Нынешняя выставка стремится выглядеть, скорее, научной, чем дигитальной, если не по «наукоемкости» проектов и академичности, потребовавшихся для их реализации исследований, то во всяком случае по антуражу. Пространство выставочных залов необъятного Центра дизайна Artplay похоже на исследовательскую лабораторию, возле экспонатов дежурят учтивые юноши и девушки в белоснежных халатах, готовые дать зрителям необходимые пояснения. Однако бэкграунд у большинства «лаборантов», как выяснилось, все же не академически-научный, а богемно-художественный, так что рассчитывать на серьезные экскурсы в область синергии (именно ей посвящена нынешняя выставка) и прочих тонких материй лучше не стоит.
Впрочем, наука в искусстве куда менее однозначна, чем технология. Прошлые выставки «Lexus Hybrid Art» были куда более буквальными и по-своему честными именно что в хай-теке. Было понятно, что все эти затейливые аудиовизуальные аттракционы действительно используют все те информационные и дигитальные технологии, о которых рассказывается в поясняющих текстах. Более того, произведения художников не столько требовали объяснений, сколько давали их, наглядно визуализируя те или иные данные или процессы.
Произведения нынешней выставки, – скорее, метафоры, порой весьма эффектные. Например, произведение немецкого художника Юлиуса Поппа «Bit.Flow» – паутина прозрачных трубок, по которым бегут капли красной жидкости, время от времени складывающиеся в слова и буквы (публика 3-й Московской биеннале современного искусства наверняка вспомнит работу того же автора «Водопад информации», где множество водных капель складывались в тексты новостных сводок). Или «Двойное О» американца литовского происхождения Жильвинаса Кемпинаса – кольцо магнитной пленки парит между двух вентиляторов, оно словно взлетает в те небеса, которые уготованы почившим носителям информации.
Еще одну возможность увидеть не информацию, но ее носитель, предоставляет немецкий художник Ральф Беккер. Его изысканный техносад разнообразных минералов и кристаллов можно не только рассматривать, но даже слушать. На самом деле он представляет собой нечто вроде увеличенного в миллионы раз микропроцессора.
Есть в Artplay и работы, которые можно назвать лишь моделями, макетами или даже муляжами неких научных экспериментов. Американец Райан Вольф засовывает внутрь стеблей живых хвощей светодиоды, пытаясь предсказать киберботанические творения будущего, уже не нуждающиеся в солнечном свете. А немка Агнес Мейер-Брандес занималась разведением облаков особой, управляемой формы. Она создавала их при помощи лазерного принтера в круглой колбе, наполненной водой. Правда, опыт возможен только в невесомости. Художница работала, однако, не в космосе, а в самолете Немецкого аэрокосмического центра. На снятом там видео можно увидеть, как она за считанные секунды отрывается от пола, а в стеклянном шаре возникают дивной красоты облачные «барханы». На выставке же, кроме видео, можно увидеть только мудреный, но какой-то пронзительно бесполезный и беспомощный на земле агрегат для изготовления облаков, также кажущийся метафорой беспочвенных устремлений вечно витающих в облаках ученых.
В этом году в выставке гибридного искусства впервые участвуют и отечественные художники. Lexus даже учредил специальный конкурс, его победители получают грант на реализацию работ на грани искусства, науки и технологии. Один из обладателей гранта Дмитрий Каварга создал парочку меланхоличных, похожих на гигантские синтетические кораллы созданий. Одно из них, на первый взгляд неподвижное, медленно-медленно меняло свою конфигурацию, а другое осторожно бродило по залу, доверчиво тычась в посетителей своими усиками-веточками. Особенно занятно было наблюдать за его попытками установить контакт с охранниками, которые в своих одинаковых костюмах и с торчащими за ушами проводами раций казались самыми настоящими «людьми в черном».
Группа «Куда бегут собаки» придумала аппарат, составляющий фоторобот вашего запаха. Он принюхивался к подопытному добровольцу множеством трубочек, а затем выводил на экран некое отнюдь на него не похожее синтетическое лицо. Поверить в чистоту эксперимента мешал тот факт, что лица запахов гостей, на вернисаже не пренебрегших баром, почему-то не обрели никакого сходства между собой.
Впрочем, работы наших соотечественников выглядят не столько всамделишным сайенс-артом, сколько почти ерническим стимпанком, подвергающим сомнению саму возможность прогресса и научных открытий, точно так же, как современное искусство подвергает сомнению возможность общепризнанного шедевра. Оснащенная такими «изобретениями» выставка Hybrid Art напоминала уже не секретную лабораторию транснациональной корпорации из научной фантастики (например, Massive Dynamic из сериала «Fringe»), которой, может быть, хотел бы видеть себя Lexus, но, скорее, свифтовский летающий остров Лапуту. Особенно откровенным и не лишенным национальной самобытности был проект петербуржца Михаила А. Креста «bragoclock-klaxon NIHIL OCCULTUM». Нечто на первый взгляд напоминало устройство, при помощи которого какие-нибудь жюль-верновские путешественники надувают воздухоплавательные шары, но на самом деле это нечто является подобием самогонного аппарата, наполняющего парами брожения шар, который однажды неминуемо должен лопнуть. Страшно представить, какой портрет запаха тогда выдаст расположившийся по соседству «собачий нюх».
Выставка «Lexus Hybrid Art’2012» продлится в Центре дизайна Artplay до 29 июля
Материалы по теме:
Ирина Кулик. Камлания в стиле хай-тек, 10.07.2012
Джеффри Шоу: «Чтобы взаимодействовать с виртуальным пространством, нам нужно суррогатное тело», 14.06.12
Ирина Кулик. Эмомеханика и трансгуманизм, 23.05.12
Дмитрий Каварга: «Интересна возможность синтезировать новизну», 01.06.10
Ольга Шишко, Елена Федотова. Творческий процессор, 01.06.10