ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о VI Московском международном салоне изящных искусств.

В «Экспоцентре» на Красной Пресне открылся VI Московский международный салон изящных искусств. Салон ждали долго: он проходил в столице пять раз с 2004 по 2008 год, но закрылся в связи с экономическим кризисом. В те годы салон имел оглушительный успех – искусство, которое  привозили зарубежные участники, Москва прежде видела разве что в музеях. В ярмарке участвовали  около 80 галерей из разных стран. А посмотреть предметы искусства  – от живописи старых мастеров до ювелирных у крашений – пришли от 40 до 50 тыс. посетителей.

В этом году о возрождении ярмарки искусства, которая может составить серьезную конкуренцию Российскому антикварному салону, говорили всю осень. С одной стороны, надеялись, что зарубежные участники, как и прежде, обеспечат Москве достойный уровень произведений искусства, с другой – скептически высказывались по поводу места проведения салона. «Экспоцентр» выставками искусства не занимается и с прекрасным не ассоциируется, хотя по сравнению с Манежем, где прежде проходил салон, имеет ряд преимуществ, в том числе облегченный таможенный режим и удобные подъезд и парковку. Не слишком удачным казалось и время проведения мероприятия. Вторая половина декабря в Москве – период рабочего предпраздничного цейтнота и самых больших пробок.

Галерея Chadelaud. Морской сундук Франсуа Линке

Галерея Chadelaud. Морской сундук Франсуа Линке

Оказалось, бояться стоило не этого. Салон открылся фактически скандалом, и уже на вернисаже и посетители, и галеристы говорили о провале. Открытие готовили в авральном режиме и не успели сделать многое. Даже во время торжественного вечера продолжали монтировать свет и развешивать работы (перегородки стендов сделаны из оргалита, и каждой галерее пришлось самой придумывать, как на этот непрочный материал повесить тяжелые картины). Не успели уложить ковровые дорожки, и о них то и дело спотыкались гостьи на высоких каблуках. Не предусмотрели даже нормально функционирующий гардероб – очередь туда впечатляла. Антиквары скорбели: так много бриллиантов, мехов и «Бентли» у входа в ЦДХ на Российском антикварном салоне (сравнение неизбежно) не было, кажется, никогда. Готовые клиенты ходили по коридорам и поглядывали на темные стенды. Организаторы салона не ошиблись: покупательский потенциал в России есть, но, увы, кажется, нет хороших недорогих подрядчиков.

Никого теперь не удивит, если дело дойдет даже до судебных исков. Ведь речь не только об имидже, но и о деньгах. Аренда стенда стоила €1 тыс. за кв. м (в 2,5 раза дороже, чем в ЦДХ). А вернисаж –  это вечер, когда совершается наибольшее число  сделок, фактически определяющий успех или неуспех галерей на ярмарке. Можно было бы надеяться, что выходные дадут какие-то результаты, но павильон был почти пуст. Желающих приехать в Москву-Сити в морозные уикенд и за 500 рублей (стоимость билета) осмотреть пятьдесят законченных к тому времени стендов было крайне мало. Завлекают публику, как могут, так как помимо живописи есть целая программа. В нее вошла лекция от Christie’s, круглый стол от Sotheby’s и выставка комиксов и рисунков к мультфильмам из коллекции главного в России специалиста по этому виду искусства Донасьена де Рошамбо.

Галерея Arkhipov. Илья Репин. Портрет неизвестной. 1906. Россия. Холст, масло. 96,5х71,5

Галерея Arkhipov. Илья Репин. Портрет неизвестной. 1906. Россия. Холст, масло. 96,5х71,5

Впрочем, и без этого было на что посмотреть, например, пожалуй, два самых обсуждаемых произведения. Первое – великолепная «Богоматерь с младенцем и Иоанном Крестителем» Боттичелли из коллекции Джона Рокфеллера, которую выставил Christie’s в преддверии январской недели старых мастеров в Нью-Йорке (эстимейт лота $5–7 млн). Второе – шкаф «Морской сундук» Франсуа Линке, созданный специально к всемирной выставке в Гран Пале в 1900 году (€7 млн, галерея  Chadeleaud).

Впрочем, сама галерея, работающая в основном с мебелью и декоративно-прикладным искусством конца XIX века и отличающаяся всегда роскошными экспозициями, в этот раз сделала на удивление скромный стенд. Так поступили и другие западные участники, что, в общем,  понятно: европейские (в первую очередь французские) монстры антикварной торговли прощупывают почву, не доверяя, видимо, ни российскому послекризисному рынку, ни новым организаторам салона. Уважаемая галерея Aveline привезла несколько предметов мебели и декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XIX века, а, кроме того, эффектные деревянные резные настенные панели (их делает компания Feau & Cie), которые при ближайшем рассмотрении оказались новоделами. Подлинной из комплекта оказалась только одна панель 1780-х годов, приписываемая Клоду Николя Леду, но, как рассказали на стенде галереи, по поводу нее сейчас идут переговоры с Лувром за какие-то астрономические суммы. Копия же обойдется не менее чем в $150 тыс. Хотя то, что западных участников такого уровня все-таки удалось уговорить снова приехать в российскую столицу  –  уже большое достижение. Ведь существует  масса организационных сложностей, в первую очередь связанных с неизменным российским таможенным законодательством, при котором ввозить предметы искусства на продажу в принципе невыгодно.

Старых мастеров традиционно привезла голландская галерея De Jonckheere. У этих господ, довольных жизнью, кажется, в любых обстоятельствах,  на стенде все в порядке. Известно, что русские любят бренды, так что здесь можно найти Лукаса Кранаха Старшего («Сад Эдема» оценили в €1,2 млн) и Питера Брейгеля Младшего (его замечательный зимний пейзаж стоит €1,5 млн, а комплект из восьми маленьких аллегорических работ – €4 млн). Достойные работы привезла и итальянская галерея Luigi Caretto & Soraya Cartategui: на ее стенде натюрморт голландского классика Питера Класа (€250 тыс.) и две вазы с цветами – одна Абрахама Босхарта, сына прославленного Амброзиуса (€180 тыс.), другая –  Иеронима Галле (€150 тыс.).

Галерея De Jonckheere. Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

Галерея De Jonckheere. Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

А у галереи Maison d’Art между старых мастеров на стенде стильно разместилась фотография полуобнаженной Карлы Бруни. Ее купили уже через час после открытия ярмарки, а вот на живопись спрос, похоже, был меньше. Кроме довольно «страшненького» Фрагонара и очень неплохого женского портретика Греза и мужского портрета Эль Греко, на стенде галереи висит замечательное полотно Бернардо Строцци (€450 тыс.). У этой работы любопытная история: одному из владельцев не понравилось изображение девушки на полотне, ее закрасили и открыли сравнительно недавно.

Пара галерей привезла живопись модернистов и постимпрессионистов. Так, у американской Chowaiki работы Мунка, Гогена, Тулуза-Лотрека. Поздняя, но очень выразительная работа Вламинка обойдется в $235 тыс., а произведение австрийского модерниста Отто Фридриха – в $265 тыс. У Opera Gallery можно купить Моне за €2,6 млн, а за полотно Шагала просят €1,4 млн.

Но в этот раз в отличие от предыдущих салонов интересней смотреть не иностранные галереи, а российские. На стендах много вещей очень высокого уровня. У галереи и аукционного дома «Кабинет» можно купить прекрасный пейзаж Левитана ($1,7 млн), необычную работу Кустодиева с изображением вопреки ожиданиям не румяной купчихи, а задорной танцовщицы кабаре ($1,5 млн), маленькую, но гармоничную акварель Сомова ($350 тыс.) – все работы из старых петербургских коллекций. Галерея «Эритаж» показывает работы Загрекова, Яковлева, Ланского, а работу Бориса Григорьева бретонского периода – портрет матери с ребенком с аллегоричным названием «Бедность» – оценили в $3,5 млн. У них же и неплохая графика, в том числе уже мелькавшая на торгах маленькая акварель Петрова-Водкина с качающейся на домашних качелях девочкой ($100 тыс.). У Натальи Курниковой также первые имена – Фальк, Анненков, Кузнецов, Ларионов, замечательный «Продавец кукол» Александра Яковлева (€2,6 млн).

Галерея Maison d'Art. Бернардо Строцци. Садовница

Галерея Maison d'Art. Бернардо Строцци. Садовница

Было и много русской классики, вроде нескольких работ редкого на рынке Венецианова и роскошного женского портрета Репина (€1 млн) у петербургской галереи Arkhipov. Suslov Gallery помимо живописи выставила полутораметровую парадную вазу периода Николая I Императорского фарфорового завода ($3,5 млн).

При внимательном подходе на салоне можно найти и еще много интересного, будь то лиможская эмаль за €75 тыс. или керамика Пикассо (€7–15 тыс.). Замечательная работа Давида Тенирса Младшего, датированная прямо на самой картине, что встречается крайне редко (€200 тыс.), или полотно современного молодого живописца Дианы Мачулиной с изображением волков, зайцев и оленей, греющихся в тайге у горящего газопровода ($13 тыс.). Маленький, но сильный масляный эскиз Бакста к «Дафнису и Хлое» (€80 тыс.) или тонкий акварельный этюд сидящей в шезлонге девушки неизвестного в России французского художника Жоржа Павека (€25 тыс.).

Купит ли кто-нибудь из русских коллекционеров и дилеров все эти примечательные вещи, учитывая явно завышенные цены и непростую атмосферу, покажут скорые итоги салона. Остается надеяться, что этот досадный «первый блин» не уменьшит интерес к проведению салона ни у организаторов, ни у участников, ни у публики.

Юлия Виноградова